Ещё

Крыловский центр предложил аванпроект авианосца 

Крыловский центр предложил аванпроект авианосца
Фото: Российская Газета
В этом, если верить разработчикам, главное преимущество того аванпроекта, что разработан в  и был представлен в виде макета на Военно-морском салоне в .
— А еще в том, что построить его, зная современное состояние российских верфей, можно за 5-6 лет, — отметил важное обстоятельство Заслуженный конструктор Валентин Белоненко, возглавляющий в Крыловском центре отдел перспективного проектирования боевых надводных кораблей, катеров и судов обеспечения.
Пока коллеги-журналисты и VIP-участники морского салона с пиететом разглядывали макет атомного авианосца с надписью «Ламантин» на лакированном борту, премьера которого была широко анонсирована еще до открытия МВМС-2019, мы с руководителем Российского судостроительного портала внимали аргументам Белоненко, почему их вариант плавучего аэродрома с газотурбинным двигателем и подводной частью в виде полукатамарана для ВМФ России гораздо нужнее и обойдется в четыре раза дешевле.
По словам нашего собеседника, атомная энергодвигательная установка в ее привычном понимании — с рактором, парогенераторами, турбиной и турбозубчатым агрегатом — имеет огромный вес и занимает большое пространство внутри надводного корабля. А если реакторов два — все удваивается и утяжеляется, съедая место под самолеты-вертолеты и запасы топлива для них.
— В нашем аванпроекте предлагается двухвальная ГЭУ с газотурбинными двигателями и частичным электродвижением, — раскрывает подробности Валентин Белоненко. — Атомная в 4-5 раз тяжелее. А ее обслуживание? Кругом — зона строгого режима. Газотурбинная обеспечивает ход до 28 узлов. При этом двигатели — их четыре, как на двух истребителях — привычные и давно испытанные…
— А топливо? Сколько его потребуется возить с собой?
— В сравнении с авианосцем «Адмирал Кузнецов» — в три раза меньше: его котлам нужно 12 тысяч тонн, для газотурбинной на такой же поход — всего 4 тысячи. Понимаете? 8 тысяч тонн у меня уже есть, я их могу под авиационное топливо отдать…
Авианосец «Ламантин», проект которого под шифром 11430Э был представлен , может появиться в составе российского ВМФ, по оценкам самих разработчиков, не ранее 2030-2033 годов. «От момента стартового выстрела это 10-12 лет — в зависимости от того, какие будут приняты решения по его облику», — дал понять заместитель генерального директора Невского ПКБ .
— А наш проект замышлялся и представлен в таком виде, чтобы показать: новый авианосец можно построить в России на действующих верфях и построить относительно быстро, — убеждал нас Валентин Белоненко. — В сравнении с большим атомным он в 4 раза дешевле. А еще — отличается самим подходом к строительству. Мы настойчиво предлагаем перенести значительную часть трудоемкости с главной верфи на предприятия, которые поставляют основные системы и оборудование. Чтобы сборка на стапеле велась из крупных, уже сформированных и протестированных блоков и частей корабля. Ведь корпус — это уже не главное, а главное то, чем и как он начиняется. Мы ведем речь о сборочно-монтажных единицах, то есть уже сам термин другой. Они должны быть протестированы, испытаны на уровне головного поставщика, чтобы снять значительную часть трудоемкости со стапеля и тем самым резко сократить сроки…
— Модульно-агрегатный метод уже известен корабелам. Его начали применять еще при постройке третьего поколения АПЛ — стратегических «Акул» и многоцелевых «Барсов», — не вступая в спор, показали мы с коллегой свою осведомленность. — Но он хорош, когда идет серия кораблей, а когда один-единственный…
— Про один и говорить нечего, тогда это кустарно-ручное производство, — соглашается Белоненко, но от своего не отступает. — Как еще взаимосвязаны сроки, цена постройки и получаемый результат? Чтобы на одну тонну водоизмещения было как можно больше авиационного вооружения, надо добиваться максимальной самолетовместимости. Именно для этого нами предложена инновационная архитектура корпуса — полукатамаран. В чем смысл? Существенно снижая общее водоизмещение, то есть объем подводной части, мы сохраняем и даже увеличиваем внешние размерения — ширину и длину корабля, включая летную палубу и объем ангаров для размещения авиакрыла. Получаем выигрыш 25-30 процентов. Отрицательное влияние на ходкость? Да, есть, но это десятое дело, оно нивелируется другими преимуществами. Полукатамараном можно было и не называть — у него обводы обычного однокорпусного корабля, только в кормовой части имеется раздвоение.
Авианосцы такого типа, оснащенные трамплинами и катапультами ("Не электромагнитными, как у американцев, — подчеркивает Белоненко, — а электромеханическими — это российское ноу-хау"), могли бы стать реальностью уже в середине 2020-х и служить не менее 70 лет.
Как заявил в кулуарах Военно-морского салона руководитель Крыловского центра , новая концепция неатомного авианосца для ВМФ России предусматривает базирование на нем более 40 летательных аппаратов — самолетов, вертолетов и, что вполне возможно, морских палубных беспилотников типа «Охотник».
— Но мы никому не навязываемся, за рукав не хватаем, — заключил наш диалог Валентин Белоненко. — Мы просто показываем: может быть такой вариант, а может быть другой. И когда решающий выбор будет сделан, не придется терять время на сопоставительные сравнения при разработке технического проекта.
Тем временем
Новый авианосец в составе Военно-морского флота России появится, но не в ближайшее время — такой вывод следует из ответов, которые дал в ходе МВМС-2019 главком ВМФ адмирал . Россия, по его словам, будет двигаться в этом направлении, исходя из имеющихся возможностей. «Строить мы их будем, но, наверное, сейчас время не пришло. Время пришло восстановить техническую готовность того, что у нас есть, и дать задел на будущее», — подчеркнул главком.
Глава ОСК , отвечая на те же вопросы, заверил, что «специалисты и технические компетенции» для постройки авианосца больших размерений в России существуют. «Как только будет сигнал „на старт“, тут же приступим к этой работе», — сказал Рахманов.
Ранее источник в ОПК сообщил ТАСС, что  начало работы по формированию тактико-технического задания на перспективный авианосец.
Видео дня. В Сети возмутились кроссовками Киркорова за миллион рублей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео