Войти в почту

Спущен на воду первый катер Росгвардии, предназначенный для защиты Крымского моста

Судостроители рыбинского завода «Вымпел» (Ярославская область) спустили на воду первый из четырех катеров типа «Грачонок», предназначенных для отдельной бригады особого назначения Росгвардии (обрОсН). После завершения ходовых и государственных испытаний этот корабль передислоцируется в Керчь и будет охранять Крымский мост. В первую очередь – от подводных бойцов‑диверсантов. В Росгвардии «Профилю» уточнили: полноценное боевое дежурство начнется в декабре 2019 года, сразу после сдачи в эксплуатацию железнодорожной части Крымского моста. Дабы было неповадно «Крымский мост – сложная многофункциональная система, по которой в первую очередь проложены линии электропередачи, обеспечивающие аварийные резервы самых важных объектов полуострова, а также водопровод, и только потом – железнодорожное и автомобильное сообщение. С точки зрения государственных потребностей важность его функций распределена именно таким образом», – объяснили нашему корреспонденту в Росгвардии. Собственно, именно многофункциональность и делает Крымский мост стратегически важным объектом. Это хорошо понимают во всем мире. Недаром уже в 2015 году, после «объявления о намерениях», украинские националисты заявили о необходимости недопущения этой стройки, а затем много раз повторили: «Мост должен быть уничтожен». В мае 2018 года, сразу после открытия автомобильного движения по Крымскому мосту, Том Роган (Tom Rogan), обозреватель американского еженедельника The Washington Examiner, опубликовал статью Ukraine should blow up Putin’s Crimea bridge («Украине нужно взорвать Крымский мост Путина»). Реакция России последовала незамедлительно – представитель президента Дмитрий Песков заявил дословно следующее: «Это можно оценивать как безумие, я бы даже сказал, что это такое уродливое проявление некачественной журналистики, но граничащее с призывами, на которые есть смысл обратить внимание правоохранительным органам, в том числе Соединенных Штатов Америки». А Следственный комитет России возбудил в отношении американского журналиста уголовное дело по статье 205 УК РФ («террористический акт»), а в отношении редактора еженедельника Уго Гурдона (Hugo Gurdon) – по статье 205.2 УК РФ («пропаганда терроризма»). Если быть до конца честным, то именно возведение 19‑километрового Крымского моста фактически превратило Крым в полноценный субъект Российской Федерации. И хотя цена высока (только прямые затраты – 228 млрд рублей, или почти $4 млрд), но дивиденды в перспективе значительно выше. Формально защиту Крымского моста и акватории Керченского пролива, в том числе его подводной среды, возложили на Росгвардию только 2 февраля 2018 года, когда было подписано указание президента РФ «О создании системы обеспечения транспортной безопасности транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему». А отдельная бригада особого назначения Росгвардии была создана и того позже. Но уже с начала 2017 года (а по некоторым данным, и того раньше) именно Росгвардия, которой руководит генерал армии Виктор Золотов, готовила весьма специфические техзадания и вела предварительные переговоры с производителями. Даже контракты с местом доставки готовой продукции (Республика Крым, город Керчь) заключались в ноябре 2017 года, еще до подписания указания. Вооружен и очень опасен Катера проекта 21980 «Грачонок» были созданы в 2008 году по заказу Военно-морского флота РФ специально для защиты акваторий от боевых пловцов. По словам экспертов, катер стал первым отечественным специализированным «кораблем охраны водного района» – до него в СССР и РФ использовались только переделки сторожевых катеров. На «Грачатах» установлены соответствующие аппаратура и вооружение. При водоизмещении 139 тонн, длине 31 метр и максимальной ширине 7,4 метра катер вооружен морской тумбовой пулеметной установкой МТПУ калибра 14,5 мм, ручным противодиверсионным гранатометным комплексом ДП‑64 «Непрядва» и автоматическим противодиверсионным гранатометом ДП‑65 с противодиверсионной радиолокационной системой обнаружения подводных пловцов «Анапа-МЭ» – она может обнаружить диверсанта на удалении до 400 метров и уничтожить на глубине до 50 метров. По отзывам экспертов, система «Анапа» различает даже отдельные звенья якорных цепей. На катерах также есть переносные зенитные ракетные комплексы для защиты от нападения с воздуха. В штатный комплекс оборудования входят навигационная радиолокационная станция МР‑231 «Пал» (обнаруживает цели на дистанции до 15 километров), оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК‑201 М3, автоматизированный комплекс связи АКС Р‑779–9. На борту также установлены телеуправляемый подводный аппарат «Фалкон» и поисково‑обследовательский комплекс «Кальмар», позволяющий исследовать поверхность дна на глубинах до 200 метров при скорости движения до 8 узлов. Катера этого типа оснащены также специальными судовыми водолазными комплексами с барокамерами. Несложно догадаться, что в состав обрОсН будут входить и боевые пловцы – специально для подводного противодействия. Собственно, именно такая насыщенность аппаратурой и объясняет высокую стоимость «Грачат». Максимальная дальность автономного плавания – до 200 миль, мореходность – пять баллов, осадка – 1,84 метра, то есть корабль полностью соответствует условиям будущей службы, несмотря на то что формально патрулировать будет в открытом море, а не в акватории порта, защищенной от непогоды. Скорость 23 узла позволяет менее чем за час пройти вдоль всего Крымского моста по маршруту патрулирования. Экипаж – 8 человек, причем на борту одновременно могут комфортно находиться две команды. Первый «Грачонок» был спущен на воду в 2009 году, к сегодняшнему дню в составе ВМФ России несут службу 14 таких кораблей: «Нахимовец», «Кадет», «Суворовец», группа «Юнармейцев…» – «Юнармеец Каспия», «Юнармеец Приморья», «Юнармеец Крыма»… Имена катеров Росгвардии пока неизвестны. В отличие от предшественников (которые еще на стапелях получали камуфлированную окраску в соответствии с районом, где им предстояло нести службу), «Грачата» Росгвардии раскрашены в цвета государственного флага: надстройка белая, верх борта синий, а низ красный. Государственный контракт на постройку четырех таких катеров был заключен в ноябре 2017 года, его стоимость составляет 4 млрд 100 млн рублей. Однако еще в июне в прессе появились сообщения, что Росгвардия намерена закупить несколько единиц военно-морской техники специально для охраны Крымского моста. Победителем конкурса стал завод «Вымпел», который входит в «Концерн «Калашников», – исторически сложилось, что у Росгвардии именно с этим концерном очень тесные и дружеские связи. В июле–августе 2019-го со стапелей рыбинского «Вымпела» сойдут еще три аналогичных катера, а уже в декабре они заступят на боевое дежурство. Кстати, в апреле 2019 года Росгвардия заключила контракт на постройку восьми катеров типа «Сарган» также для обрОсН, дислоцированной в Керчи. Это скоростные катера, задача которых – быстрая доставка досмотровых групп к месту вызова. Их скорость – почти 44 узла, но вооружены они только стрелковым оружием – пулеметами Калашникова. Стоимость каждого – около 60 млн рублей, выпускать их будут на феодосийском судостроительном заводе. Первые два таких катера должны поступить в Росгвардию до 1 ноября, то есть накануне запуска железнодорожной части Крымского моста. Кроме того, в марте 2019 года в эту же бригаду уже поступили два транспортно-десантных катера БК‑20. Таким образом, к началу декабря Росгвардия планирует создать трехуровневую систему реагирования на любые опасности с моря.