Вести Экономика 8 июня 2019

Як-130 в Лаосе: российские военные самолеты расширяют географию использования

Фото: Вести Экономика
Москва, 8 июня — «Вести. Экономика» Российский Як-130 — обладатель девяти мировых рекордов в своем классе, один из самых популярных в мире учебно-боевых самолетов. На протяжении двадцати лет в Лаосе не было ни одного реактивного военного самолета, и вот страна из Юго-Восточной Азии получила свои первые современные «Яки». О военно-техническом сотрудничестве ВС РФ с Лаосом — в репортаже журнала «Горизонты».
Фото: Марина Лысцева
Як-130 — российский учебно-боевой самолет, разработанный ОКБ им. А. С. Яковлева (в составе корпорации «Иркут») для замены в военно-воздушных силах (ВВС) России учебно-тренировочных самолетов L-39. В случае ведения боевых действий самолет способен выполнять задачи легкого штурмовика. Як-130 — первый в мире учебный самолет, созданный для подготовки летчиков всех фронтовых самолетов, включая сверхманевренные истребители поколения «4+» «5». Цифровая система управления «Яка» позволяет за счет изменения настроек имитировать и тяжелые, и легкие истребители.
Еще одна особенность Як-130 — исключительные летные характеристики. Штопор на нем — это не опасная ситуация, как на большинстве самолетов, а штатный учебный режим, выйти из которого может даже новичок. А если возникнет необходимость, Як-130 может решать сложные боевые задачи. Управляемые ракеты позволяют сбивать самолеты противника, высокоточные бомбы с телевизионным наведением смогут уничтожить наземные цели.
Фото: Марина Лысцева
Лаос стал пятым иностранным государством, получившим Як-130 на вооружение. Ранее «Яки» получили Алжир, Бангладеш, Мьянма и Белоруссия.
В настоящее время в Лаосе работает отряд Международного противоминного центра Вооруженных Сил Российской Федерации, который оказывает содействие в разминировании территории страны от неразорвавшихся американских бомб и боеприпасов (времен войны 1960-70-х годов), а также обучении лаосских саперов противоминному делу. Реализуется программа военно-технического сотрудничества. На коммерческой основе Лаосу поставлено четыре учебно-боевых самолета Як-130. Самолеты оплачены в полном объеме. Одновременно поставляется бронетанковая и легкобронированная техника, а также другое вооружение российского производства.
Фото: Марина Лысцева
Машины собирают на Иркутском авиационном заводе — филиале корпорации «Иркут». Каждый заказчик выбирает для своих самолетов особую окраску. Лаосская прекрасно скрывает самолет на фоне джунглей. По сравнению с итальянскими, британскими и корейскими аналогами этого класса, Як-130 стоит дешевле, а по ряду характеристик превосходит их.
Як-130 доставили в Лаос на транспортном Ил-76 в разобранном виде. Сборка «Яка» на месте не вызывает сложностей. Сергей Манадышев — летчик-испытатель Иркутского авиационного завода, где строятся «Яки». Он лично обкатывает свежесобранные машины и передает их лаосским летчикам. «Машина разбиралась, отстыковывались обе плоскости, стабилизатор, киль. Потом на месте все это собирается, — рассказывает летчик-испытатель. — Затем надо определить готовность самолета. Все ли там нормально состыковано, все ли функционирует. После этого поднимаем машину в воздух. Показываем местной стороне, что все рабочее и боеспособное».
Фото: Марина Лысцева
Страна миллиона слонов по имени Лаос в 2019 году провела юбилейный парад, посвященный 70-летию со дня основания народной армии. За несколько дней до юбилейного парада на летном поле главного аэропорта Лаоса идет напряженная работа — на завтра назначена репетиция. И значит, завтра настанет тот самый день, когда весь мир узнает, что, во-первых, в Лаос вернулась реактивная авиация, и, во-вторых, эта авиация — русская. В такой ситуации волнуются все: и мы, и лаосцы. Очень хочется, чтобы первый блин не оказался комом: важно не просто пролететь над парадной площадью, а пролететь красиво…
Обучение лаосских летчиков было организовано в России. Пилотажная группа из трех самолетов должна пройти над трибунами максимально ярко, но при этом безопасно на высоте 50 м со скоростью 500 км/час. «Перед трибуной летчики вывели режим „максимал“, чтоб грохота было побольше, и выполнили энергичный отворот от трибуны с дальнейшим выполнением многократных бочек с набором высоты», — комментирует полет лаосских коллег старший летчик-испытатель Иркутского авиационного завода Сергей Михайлюк.
Фото: Марина Лысцева
На высоту 6 км Як-130 способен подняться за 1 мин 42 сек, на 9 км — за 2:44. В своей номинации этому самолету нет равных в мире! Уточнение: в категории серийных самолетов массой от 6 до 9 т. «На данный момент у нас официально признано девять рекордов на нашем самолете как на гладком крыле, так и с подвесками, — рассказывает старший летчик-испытатель ОКБ им. А. С. Яковлева, Герой Российской Федерации Олег Кононенко. — Рекорды занесены официально в книгу рекордов ФАИ».
Некоторые из упомянутых рекордов Олег Коненко поставил лично. «Приятно то, что мы побили два рекорда, установленных в свое время самолетом U-2 по скороподъемности без нагрузки», — говорит летчик-испытатель. U-2 — не старенький кукурузник, а высотный американский самолет-разведчик. Его особенность — быстрый подъем в стратосферу, где его мог достать не всякий истребитель или зенитный ракетный комплекс. Вот только поднять на большую высоту он может лишь разведывательное оборудование. А наш Як-130 выполнял часть рекордных полетов с грузом, имитирующим штатное вооружение. «У самолета боевая нагрузка 3 тонны, — восхищается летчик-испытатель ОКБ им. А. С. Яковлева Олег Мутовин. — То есть при весе пустого самолета меньше 6 тонн самолет спокойно перевозит 3 тонны вооружения».
Летчики-испытатели ОКБ им. А. С. Яковлева Олег Мутовин и Олег Кононенко. Фото: Марина Лысцева
Сейчас Як-130 — это самый популярный учебно-боевой самолет нового поколения в мире. Уже выпущено более 150 машин. И это число постоянно растет. Доказательством тому служит и церемония передачи учебно-боевых «Яков» лаосской армии, которая принимает их на вооружение. И это — заслуга не только самолетостроителей.
Этот проект считают прорывным еще и потому, что для нашей страны он стал первым крупным военным контрактом с Лаосом за несколько десятилетий. Не случайно на церемонию передачи самолетов прибыл лично министр обороны страны генерал армии Тянсамон Тяннялат (Chansamone Chanyalath). Сначала ему показали, на что способна новая машина. Тут вам и бочки, и мертвые петли, и боевые развороты. Ну а дальше министр подошел к стоящему на земле «Яку», заглянул в него… И не удержался, сел в кресло пилота, осмотрел приборы и органы управления.
Главком ВВС Лаоса полковник Кхамлек Сеймпачанг. Фото: Марина Лысцева
Место за штурвалом занимает главком ВВС полковник Кхамлек Сеймпачанг (Khamlek Sengphachanh). «Я наблюдал, как этот красавец летает: машин такого уровня еще никогда не было в Лаосе», — делится впечатлениями главком. Полковник Сеймпачанг — не просто глава ВВС Лаоса. Он — один из самых опытных летчиков страны, лично летал еще на МиГ-21. По словам главкома, на четырех «Яках» дело не заканчивается, лаосцы планируют закупить целую партию таких самолетов. Сколько точно, главком не сказал — это государственная тайна. Но поставки будут длиться еще долго.
Вместе с «Яками» Россия поставила Лаосу и наземную технику: газозарядные станции, топливозаправщики, а также АПА или аэродромный передвижной агрегат — машину, подающую на самолет электроэнергию. Поставки современной техники в Лаос доказывают, что Россия быстро восстанавливает свои позиции в странах Индокитая. «Дым мот» — сказали бы в такой ситуации в Лаосе. Что означает: «До дна!» За дружбу — только «до дна»! Только «дым мот»!
Марина Лысцева
Комментарии
Войска , Оружие , Марина Лысцева , Олег Кононенко , Иркутский авиазавод , Иркут , Алжир , Бангладеш , Лаос , Москва , Бирма
Читайте также
Путин поднял по тревоге войска ЦВО
57
Россия предложит США план по восстановлению Сирии
Последние новости
Нефть и золото выросли в цене на фоне нового обострения отношений США и Ирана
Российские военные сделали Смоленскую АЭС временно невидимой
Президент России выступил за примирение США и Ирана