Ещё

Техника, покоряющая Арктику 

Фото: Ростех
Последние несколько лет Россия наращивает присутствие в Арктике − регионе, перспективном сразу в нескольких направлениях. Во-первых, полярные территории богаты природными ресурсами, в первую очередь, нефтью и газом. Во-вторых, через Арктику пролегает Северный морской путь — кратчайшая морская магистраль из Европы в Азию, которая в связи с таянием полярных льдов становится доступной не только ледоколам, но и обычным судам. Третье стратегическое направление — оборона северных рубежей России. В связи с этим в полярном регионе строятся военные базы, разворачиваются системы ПРО и ПВО. Холдинги Ростеха разрабатывают оборудование, которое помогает российским военным и ученым осваивать суровые северные просторы.
Зенитный «Панцирь» на краю земли
Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» является одним из лучших в мире и сегодня, спустя 20 с лишним лет после его создания, продолжает применяться в войсках и совершенствоваться. Арктическая версия комплекса впервые была представлена на параде Победы в 2017 году, а первый «Панцирь-СА» должен поступить в войска уже в 2019 году.
ЗРПК разрабатывается тульским Конструкторским бюро приборостроения (входит в холдинг Ростеха «Высокоточные комплексы»). Комплекс предназначен для ближнего огневого прикрытия гражданских и военных объектов от воздушной, наземной и надводной угроз. Модульная система позволяет выбирать для «Панциря» различные базы — колесные или гусеничные, а также устанавливать его на военных морских судах.
И хотя базовая модель «Панциря» успешно выполняла задания даже в самых сложных условиях, для Арктики по результатам многочисленных испытаний было решено создать отдельную модификацию. Новый ЗРПК поставили на двухзвенный гусеничный вездеход ДТ-30 «Витязь», который справится с самыми непролазными грунтами. Кроме того, конструкторы отказались от пушки, так как ее работа при экстремально низких температурах осложняется, зато увеличили боекомплект с 12 до 18 ракет. «Панцирь-СА» может работать статично или прикрывать движущиеся по Арктике колонны техники, при этом поражая цели на расстоянии до 20 км и высоте до 15 км.
Беспилотники северных просторов
Применение беспилотных транспортных средств — перспективное направление развития в условиях Крайнего Севера и Арктики. Для работы в этих широтах компания ZALA AERO, являющаяся частью концерна «Калашников», разработала линейку дронов ZALA Arctic, в которую на данный момент входят модели ZALA 421-08М и ZALA 421-16Е.
Благодаря приспособленности комплексов к работе при значительных минусовых температурах, можно безопасно проводить многочисленные разведывательные операции и регулярный мониторинг ледовой обстановки. Возможности техники ZALA Arctic помогают планировать работы по добыче нефти и газа, где необходимы точные прогнозы погоды и ледовой обстановки. Крупнейшие нефтяные компании уже применяют беспилотники ZALA AERO в труднодоступных регионах.
Для операторов дронов компания оборудует жилые всесезонные модули на базе 20-футовых морских контейнеров, в которых можно автономно проживать и работать в арктических условиях. Устройство модуля позволяет обслуживать и ремонтировать беспилотники на месте. Комплексы ZALA Arctic способны решать задачи в любое время суток при продолжительности полета более 4 часов.
Холдинг «Вертолеты России» предлагает использовать в Арктике беспилотник вертолетного типа VRT300 Arctic Supervision. Благодаря своему немалому весу (70 кг), кроме задач мониторинга, дрон может выполнять транспортные функции — переносить небольшие грузы с корабля на полярную станцию и обратно.
Для ледовой разведки комплекс оснащен бортовым радиолокатором бокового обзора X-диапазона высокого разрешения, который позволяет оперативно оценить динамику ледовой обстановки. VRT300 Arctic Supervision оборудован дизельным двигателем и может использоваться в том числе на ледоколах и буровых платформах.
По сравнению с традиционной авиацией и наземными службами мониторинг с использованием беспилотных летательных средств в Арктике и на Крайнем Севере экономически более выгоден.
Экипировка «Нанук»: укомплектован по полной
Для выполнения работ при экстремально низких температурах требуются специальная экипировка и снаряжение. Концерн «Калашников» разработал для военнослужащих спецподразделений, действующих в условиях Крайнего Севера и Арктики, комплект «Нанук», который уже прошел проверку на местности.
Фото: kalashnikov.media
В составе набора есть все необходимое для экстремальных широт — снегоход, рейдовый костюм, арктическая палатка, спальный мешок, контейнеры для транспортировки и сохранения жизненно важных средств обеспечения: аптечки, продуктов, аппаратов связи и многое другое. Элементы набора могут быть востребованы и гражданскими лицами. Например, костюм «Нанук» может спасти человека, упавшего в прорубь. Костюм обладает высокой плавучестью и имеет встроенную эвакуационную петлю, за которую можно вытащить утопающего из воды.
Напомним, что комплект «Нанук» создавался при участии Министерства обороны Российской Федерации и ассоциации содействия освоению арктических территорий «Северный десант». Все элементы экипировки были опробованы специалистами «Калашникова» и военнослужащими Минобороны РФ в ходе арктической экспедиции в марте 2018 года на полуостровах Ямал и Таймыр. Температура во время испытаний достигала -47 °С, ветер — до 25 м/с и выше, влажность − до 100%.
«КАМАЗ Арктика»: вездеход и арктический дом Не обошел своим участием программу освоения северных широт и грузовой гигант КАМАЗ. Компания в 2017 году представила уникальную разработку — арктический вездеход «КАМАЗ Арктика», созданный совместно с СКБ МАМИ и рядом вузов России. Машина кардинально отличается от всего, что ранее выходило с конвейеров завода.
Новый «КАМАЗ» сертифицируется как снегоболотоход и будет выпускаться в двух колесных вариациях: 6х6 и 8х8. Автомобиль работает на классическом камазовском двигателе V8, оснащен механической коробкой передач. Максимальная скорость уже выпущенной версии 6х6 — 50 км/ч, грузоподъемность − 13 тонн. На больших колесах установлены широкие шины низкого давления, каждая весом четверть тонны. Поворот «КАМАЗа» выполняется за счет шарнирно-сочлененной рамы. Клиренс автомобиля − 677 мм.
Конструкторы позаботились об экипаже и оснастили новый вездеход полноценным жилым модулем, который позволяет команде существовать в автономном режиме не менее трех суток. В модуле есть три спальных места, кухня, душ, туалет, системы обеспечения и даже телевизор. Для защиты от насекомых предусмотрены кондиционеры.
Газотурбинный агрегат ГТА-8: энергия для севера
Морской газотурбинный агрегат ГТА-8 разработки Объединенной двигателестроительной корпорации может применяться на нефтегазовых платформах в сложных природных условиях Крайнего Севера и Арктики. Разработка ОДК будет полезна и в составе теплоэлектростанций приморских промышленных и муниципальных объектов для выработки тепловой и электрической энергии.
Агрегат изготавливается из отечественных комплектующих на российском оборудовании. При этом в конструкции ГТА-8 использованы уникальные технологии, позволяющие ему работать в районах с высоким солесодержанием в воздухе, что полностью соответствует требованиям к оборудованию в составе морских платформ Арктического шельфа. Нижний предел температуры окружающей среды для двигателя — минус 55 градусов. Отличительной особенностью ГТА-8 является способность работать на двух видах топлива — дизеле и природном газе. Газотурбинный агрегат может автоматически совершать переход с одного топлива на другое с сохранением рабочего режима. Тем самым достигается гибкость применения агрегата и повышенная безопасность, что особенно важно на удаленных морских объектах в полярных условиях.
АСУ «Андромеда-Д»: протестировано в Арктике
Модернизированная автоматизированная система управления «Андромеда-Д», разработанная НИИ систем связи и управления (входит в холдинг «Росэлектроника»), прекрасно зарекомендовала себя на учениях в зоне Арктики и успешно эксплуатируется в войсках связи ВДВ.
Система построена для ведения сетецентрических войн и предполагает управление из единого центра всеми видами и родами войск в режиме реального времени. В состав автоматизированной системы управления входят аппаратные связи, командно-штабные машины, мобильные командные пункты и другая техника. «Андромеда-Д» обеспечивает управление частями и подразделениями ВДВ, а также взаимодействие с другими войсковыми формированиями в боевых условиях.
Дом на льду по технологии «Швабе»
Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех разработал и запатентовал технологию, которая позволяет возводить здания и сооружения на неустойчивых основаниях, в том числе на льду. Новинка существенно повышает эксплуатационную надежность таких строений и ориентирована на применение прежде всего в Арктическом регионе.
В основе технологии лежит механизм, позволяющий выравнивать и менять положение здания в зависимости от изменений поверхности грунта. В ходе строительства он крепится к сваям и помогает перемещать сооружение относительно основания по вертикали и горизонтали. Такой подход дает возможность избежать деформации конструкций и их дальнейшего разрушения при сдвигах ледяного или снежного покрова.
Технология может применяться в строительстве зданий практически на любом неустойчивом основании — не только на льду и снегу, но и на песчаном грунте. Авторами идеи являются специалисты Научно-исследовательского института «Полюс» (входит в холдинг «Швабе»).
Спецсвязь в экстремальных условиях
«Росэлектроника» разработала специальные комплексы связи для эксплуатации в экстремальных климатических условиях Арктики. Новые радиоцентры разработки холдинга могут использоваться в составе как стационарного, так и корабельного оборудования.
Многофункциональные радиоцентры обеспечивают надежный обмен информацией в различных радиосетях и радионаправлениях. Мощные радиопередающие устройства и радиоприемники с предельно достижимыми параметрами электромагнитной совместимости — это уникальная разработка Омского НИИ приборостроения, входящего в холдинг.
Корабельные узлы связи разработки «Росэлектроники» позволяют быстро развернуть систему зоновой радиосвязи в любых географических районах, организовать информационный обмен с федеральными системами связи по спутниковым и радиорелейным каналам, определить местоположение в системах ГЛОНАСС/GPS как на стоянках, так и на ходу.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео