Ещё
Немецкий бизнес предложил план восстановления Донбасса
Немецкий бизнес предложил план восстановления Донбасса
В мире
"Стило ожидать": У украинцев появится новое неудобство с РФ
"Стило ожидать": У украинцев появится новое неудобство с РФ
В мире
Перевалочная база: Шпионов РФ нашли в необычном месте
Перевалочная база: Шпионов РФ нашли в необычном месте
Войска
ЧП с рухнувшим жилым домом: Людей все еще ищут
ЧП с рухнувшим жилым домом: Людей все еще ищут
Происшествия

Северная Корея посрамила русские подлодки 

Северная Корея посрамила русские подлодки
Фото: Свободная пресса
Тайваньская газета Taiwan News поведала сенсационную историю о том, как  несколько лет назад предложила Тайбэю купить технологию воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для подводных лодок.
От  тогда поступил целый пакет предложений. Наряду с технологией ВНЭУ выставлялись на продажу и несколько субмарин — сверхмалые подводные лодки типов Yono и Yugo, малая подводная типа Sang-O. Тайбэй был заинтересован в таком приобретении, поскольку не имеет судостроительной промышленности. В тайваньской армии эксплуатируются 4 подаренных и  дизель-электрические подводные лодки. Голландские поновее, произведенные в 80-е годы.
Американские скорее пригодны для того, чтобы экспонироваться в музеях, они построены в первой половине сороковых годов. Больше США предложить Тайваню было нечего, поскольку американцы с 50-х годов перешли к строительству только атомных субмарин.
Тайваньский специалист-подводник встретился с северокорейскими высокопоставленными военными, от которых получил данные о подлинности и работоспособности ВНЭУ. Сделка не состоялась только лишь потому, что это сильно не понравилось бы покровителю Тайваня — США.
Технология, конечно, не запредельно сложная, существенно более простая, чем разработка гиперзвуковых ракет. Однако, несмотря на то, что ВНЭУ крайне нужна для российского подводного флота, у нас ее до сих пор создать не могут. Хоть работы в рваном темпе продолжаются уже не первое десятилетие. Правда, сейчас они заморожены на неопределенное время.
Из-за отсутствия на дизель-электрических подводных лодках проекта «Варшавянка» ВНЭУ эта самая малошумящая в мире лодка лишь частично соответствует присвоенному ей  званию «черной дыры». Потому что ей приходится с интервалом в 2-4 дня всплывать, чтобы запустить дизель-генератор, заряжающий аккумуляторы, разрядившиеся во время подводного хода на электродвигателе. В таком положении лодка легко обнаруживается противолодочными самолетами.
Существует компромиссный вариант — использование шнорхеля. Он представляет собой трубу, через которую в лодку поступает воздух. Для чего лодке требуется подвсплыть, чтобы шнорхель находился на поверхности. Но и в таком положении лодка обнаруживается без особого труда.
Отсутствие на российских лодках ВНЭУ приводит не только к дополнительной уязвимости неатомного подводного флота, но и к экономическим потерям. «Варшавянка» порой проигрывает международные тендеры менее совершенным иностранным лодкам, которые способны находиться под водой без всплытия от трех недель до месяца.
ВНЭУ начали использовать на подводных лодках более тридцати лет назад. Первыми были шведы, которые в середине 80-х годов переоборудовали лодку «Наккен» под использование двигателя Стирлинга — одной из разновидностей ВНЭУ. В середине 90-х появились первые шведские серийные подводные лодки водоизмещением 1500 тонн «Готланд» с ВНЭУ. Они способны работать без всплытия три недели. Могут развивать скорость в 20 узлов, погружаясь на 320 метров. Оснащены 12— торпедами калибра 533 мм и 6-ю калибра 400 мм.
Подводные лодки с ВНЭУ в настоящий момент эксплуатируются в ВМС Швеции, Германии, Франции, Японии, Израиля, Греции, Турции, Южной Кореи, Португалии, Бразилии, Малайзии, Чили. Правда, производителями в этом ряду являются только четыре страны — Швеция, Германия, Франция и Япония. Остальные покупают лодки с ВНЭУ для своих ВМС у этого квартета.
Существуют четыре принципа построения ВНЭУ: двигатель Стирлинга (ДС), электрохимический генератор (ЭХГ), дизельный двигатель замкнутого цикла и паротурбинная установка замкнутого цикла. Распространение получили два из них — ДС и ЭХГ.
Установки на основе двигателя Стирлинга работают за счет создания разности температур в рабочем теле — газе. Этот метод используют кораблестроители Швеции и Японии.
В установках на основе электрохимических генераторов энергия химической реакции (как правило, между кислородом и водородом) преобразуется в электрическую. Они абсолютно бесшумны, поскольку в них отсутствуют движущиеся узлы. ЭХГ установлены на немецких лодках.
Тот же принцип построения ВНЭУ избрали и советские, а затем и российские конструкторы. И положительный результат был получен уже в конце 80-х годов, когда для супермалых лодок «Пиранья» водоизмещением 200 тонн ленинградское КБ «Малахит» создало анаэробную силовую установку на ЭХГ. Однако вскоре, с развалом Советского Союза, установку просто-напросто выкинули. Хоть ее следовало бы и развивать, поскольку мощности, которая обеспечивала «Пиранье» ход в 7 узлов, было явно недостаточно для нормальных подводных лодок.
ВНЭУ предполагалось оснастить подводные лодки четвертого поколения проекта 677 «Лада», которые должны были со временем заместить в ВМФ лодки проекта «Варшавянка». Однако этого не случилось. , спроектировавшее «Ладу» в середине 90-х годов, должно было создать для нее и анаэробную силовую установку на основе ЭХГ. Она предполагала существенную новизну по сравнению с используемыми в Германии ВНЭУ, в которых в чистом виде используются сжиженные водород и кислород. Водород в российской установке получается из дизельного топлива путем риформинга.
С огромной задержкой в 2010 году была завершена первая «Лада» — «Санкт-Петербург». Но без ВНЭУ. Затем были заложены еще две лодки, которые должны поступить в ВМФ в следующем десятилетии. Разумеется, при принятии решения об их закладке ожидалось, что у них наконец-то появится ЭХГ. И руководство «Рубина» длительное время поддерживало эту иллюзию, периодически сообщая о «достигнутых успехах».
Последнее бодрое сообщение пришло в 2015 году. Генеральный директор КБ  объявил об успешных береговых испытаниях установки. И о том, что совсем скоро начнутся морские испытания. А затем дело дойдет и до монтажа оборудования на двух строящихся лодках «Лада». И что дело это совсем несложное, потому что ВНЭУ имеет модульную структуру.
Однако до морских испытаний дело так и не дошло, поскольку получаемой мощности недостаточно, ч