В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Курсанты ВУНЦ ВМФ ознакомятся с уникальными материалами Президентской библиотеки о легендарной советской подводной лодке «Щ-406»

Экипаж этой подводной лодки, найденной всего два года назад в районе острова Большой Тютерс в Финском заливе, более 70 лет считался пропавшим без вести.

Курсанты ВУНЦ ВМФ ознакомятся с уникальными материалами Президентской библиотеки о легендарной советской подводной лодке «Щ-406»
Фото: ТК «Звезда»ТК «Звезда»

В Президентской библиотеке в курсанты военно-морских образовательных учреждений ВУНЦ ВМФ получили возможность ознакомиться с уникальными документами о легендарной советской подводной лодке «Щ-406», найденной два года назад в районе острова Большой Тютерс в Финском заливе.

Видео дня

Экипаж этой подводной лодки более 70 лет считался пропавшим без вести. В последний поход на этой субмарине ушёл и инженер-капитан-лейтенант (1915–1943 гг.), материалы о котором и представила Президентская библиотека для военных моряков в дни празднования 113-й годовщины создания подводных сил .

В рамках совместной акции по сбору документов о блокаде и обороне Ленинграда, инициированной Президентской библиотекой и поддержанной Главным командованием Военно-Морского Флота России, и «Радио России – Санкт-Петербург», были собраны фотографии и письма семьи Максимовых. Инженер-капитан-лейтенант Константин Максимов окончил дизельный факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского и был распределён на Краснознамённый Балтийский флот. С начала войны командовал боевой частью (БЧ?5) подводной лодки «Щ?406».

Знавший Максимова писатель Всеволод Азаров вспоминал его как человека «с цепкой памятью, золотыми руками и храбрым сердцем». По словам литератора, Константин Максимов относился к своей подводной лодке как к живому организму, а от своих товарищей даже получил прозвище «машинный бог».

В свой первый боевой поход «Щ?406» отправилась 23 июня 1942 года. В момент, когда в Нарвском заливе подлодка всплыла для зарядки аккумуляторной батареи, её атаковал немецкий самолёт. Одна из бомб взорвалась около кормы, выведя из строя электрическое управление рулями, а также перископы и гирокомпас. Однако личному составу удалось отремонтировать лодку, пока та, «затаившись», лежала на дне. И вскоре был продолжен боевой поход, во время которого «Щ-406» потопила пять фашистских транспортов общим водоизмещением 40 тыс. тонн.

6 августа 1942 года при возвращении на базу подлодка была атакована в Нарвском заливе теперь уже немецким сторожевым кораблём и несколькими катерами. Одна из бомб противника разорвалась рядом с правым бортом, из-за чего «Щ?406» буквально упала на дно. Однако усилиями инженера Константина Максимова и других членов команды подлодку удалось оторвать от грунта и выйти на большие глубины. В дальнейшем она ушла от преследования и вернулась на базу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени, а Константин Максимов — орденом Ленина.

В свой последний поход «Щ-406» вышла в ночь на 29 мая 1943 года. А уже 1 июня перестала выходить на связь. Считается, что в этот день она подорвалась на немецкой мине.

25 мая 1943 года, незадолго до последнего выхода в море, Константин Максимов написал проникновенное письмо своей жене Серафиме Фёдоровне. Это письмо, переданное в электронный фонд Президентской библиотеки, вызвало особый интерес курсантов, которые готовятся стать подводниками Военно-Морского Флота России.

В письме механик «Щ-406» написал: «Дорогая многоуважаемая Симулька!!! Уходя, хочу ещё раз письмо к тебе написать словами , уж больно метко высказал мысль:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди…»

Ниже знаменитого стихотворения приписка: «Симулька! Слова в этом стихе прими как мои, я ужасно доволен этим стихом, высказано всё, что думаю я…».