Войти в почту

«Белого лебедя» рано отправлять на пенсию

Появление в Венесуэле двух российских стратегических ракетоносцев Ту-160 спровоцировало в Западном полушарии мощную информационную волну. И хоть «Белые лебеди», как называют этот самолет, уже вернулись на родину, колебания не затухают. Вначале госсекретарь США Майк Помпео пожалел российских граждан в связи с тем, что Кремль тратит немалые бюджетные деньги на бессмысленную акцию, которая демонстрирует поддержку Москвой преступного режима венесуэльского «диктатора» Мадуро. Тут же американский посол в Колумбии Кевин Уитакер обозвал наивысшее достижение ОКБ Туполева «музейным экспонатом», появившимся на свет в далекие 80-е годы. Поэтому эти два самолета никоим образом не могут причинить ни Колумбии, ни тем более США ни малейшего вреда. Нет ничего удивительного в том, что Министерство обороны РФ вступилось за честь «Белого лебедя». Появились публикации, которые наглядно показывали, что эта машина до сих пор превосходит практически по всем параметрам все дальние бомбардировщики мира. В информационных агентствах высказывались и летчики-испытатели, и инженеры, и даже космонавты. Хотя можно бы просто сказать: «А вы посмотрите на свой В-52, из него уже песок сыплется». Процесс разоблачения военно-технической дремучести американского посла стал настолько увлекательным делом, что к нему подключилось даже американское издание The National Interest. Какую военную технику можно назвать «музейной»? Видимо, возрастной критерий играет тут далеко не главную роль. Наверно, такую, которая в современных условиях уже не способна решать поставленные перед нею боевые задачи. Или же решает их неэффективно, не так, как это было в период «молодости» этой техники. И здесь у «Белого лебедя» все очень хорошо. Что было продемонстрировано в Сирии, когда ракетоносцы наносили точные и мощные удары по позициям террористов крылатыми ракетами Х-555 и Х-101. Наиболее корректно сравнивать возможности Ту-160 и американского дальнего бомбардировщика В-1. Потому что эти две машины стали результатом соревнования советских и американских конструкторов, которое периодически слегка корректировалось за счет получения разведывательной информации. Ту-160 должен был стать ответом на разработку в США сверхзвукового дальнего бомбардировщика, который должен был прорывать систему ПВО на большой высоте с максимально возможной скоростью. Компания Rockwell начала создавать самолет в конце 60-х годов, избрав схему с изменяемой геометрией крыла, что требовалось в связи с подъемом в воздух большой бомбовой нагрузкой и полетом на сверхзвуке. В начале 70-х годов были готовы четыре первые машины, которые начали бить скоростные рекорды для тяжелый бомбардировщиков. Незадолго до этого в Советском Союзе стартовала программа «ответных действий». Первоначально в ней участвовали ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. Однако вскоре ОКБ Туполева отодвинуло конкурентов и начало проектировать перспективную машину. В этом грандиозном проекте принимали участие около восьмисот различных предприятий. На середине пути выяснилось, что американцы свернули производство В-1, чтобы внести радикальные изменения в программу. Они поняли, что в связи с громадными успехами противника в области зенитно-ракетных комплексов, прорыв советской системы ПВО на больших высотах и на сверхзвуковой скорости имеет низкую вероятность. 4 первых самолетов назвали В-1А. и приступили к разработке модификации В-1В, которая должна внедряться на территорию противника на малых высотах с огибанием рельефа местности. И, по непонятной причине, оставили схему с изменяемой геометрией крыла, хоть самолету уже было достаточно лишь незначительно преодолевать звуковой барьер. Скорость на высоте для В-1В ограничили значением в 1300 км/ч. У земли она стала дозвуковой. В результате такой перестройки в 1985 году В-1В был принят на вооружение. Всего было построено 100 самолетов, из которых до нынешнего времени дожили 64. Ту-160 был готов всего лишь на 2 года позже. Было построено 35 машин, в ВВС России сейчас эксплуатируются 16. В результате «творческого соревнования» «Белый лебедь» затмил пошедшую в серию модификацию американского бомбардировщика по всем главным параметрам – по боевой нагрузке, по скорости, по дальности полета и его продолжительности, по энерговооруженности, по практическому потолку. Однако не только за счет ЛТХ достигается отрыв российского ракетоносца от американского бомбардировщика. Разница между ними возрастает благодаря качеству вооружения. Во внутренние отсеки В-1В загружаются в основном бомбы – как планирующие, так и свободнопадающие. Единственная ракета класса «воздух-поверхность» - AGM-158B JASSM-ER. Ее максимальная дальность полета – 980 км. А это значит, что для нанесения удара В-1В должен вплотную придвигаться к зоне ПВО противника. Именно поэтому конструкторы Rockwell приложили максимум усилия для того, чтобы самолет был способен работать в непосредственной близости от ЗРК. Перед «Белым лебедем» такая задача не ставится благодаря тому, что он вооружен сверхдальними ракетами. У Х-55 дальность достигает 2500 км, у Х-55СМ – 3500 км. И, наконец, крылатая ракета Х-101 способна улетать на 5500 км. Такая же дальность и у ракеты Х-102 с ядерной боевой частью. Так что говорить о том, насколько Ту-160 способен преодолевать зоны ПВО, не имеет смысла. Его даже не сможет встретить истребительная авиация, поскольку ни один натовский истребитель не имеет необходимого для этого боевого радиуса. В конце 70-х годов, когда В-1В готовили к первому вылету, в Пентагоне вспыхнуло поветрие делать самолеты максимально невидимыми для РЛС противника. Компания Northrop Grumman начала разрабатывать еще один стратегический бомбардировщик с максимальным использованием стелс-технологий. Дело это оказалось настолько сложным, что каждый из двадцати бомбардировщиков В-2, которые начали приходить в ВВС США в 1997 году, стоил 2 млрд. долларов. Это абсолютный мировой рекорд, который будет держаться еще долго. Неоспоримым достоинством этой машины, выполненной по схеме летающее крыло, стала малозаметность. Ее ЭПР, по различным оценкам, находится в диапазоне от 0,1 кв.м. до 0,001 кв.м. Однако, как мы уже неоднократно писали, при современном уровне развития российских зенитно-ракетных систем малозаметность летательных аппаратов не сильно препятствует их перехвату. Других достоинств у самолета нет. По остальным параметрам он проигрывает В-1В, не говоря уж о Ту-160. Впрочем, есть одно «но». Причем существенное. В-2 периодически модернизируется, старое оборудование частично заменяется на новое, более эффективное. Так, 6 лет назад была установлена мощная РЛС с АФАР. Новая система связи позволила бомбардировщику интегрироваться в единую информационную систему Пентагона. А вот на Ту-160 только начинается модернизация до уровня Ту-160М. До оснащения машины широкополосной цифровой связью там дело не доходит. Придется ждать модификации Ту-160М2. И вот там все будет абсолютно новым и самым современным, включая новые ракеты «воздух-поверхность», которые разрабатываются для нового «Белого лебедя». Причем модернизация будет выполняться не на имеющихся уже 16-и самолетах, на Казанском авиазаводе запущено производство по строительству планеров, которые будут оснащать новой авионикой. Но конструкция планера старая, поскольку самолет обладает уникальными летными данными. Разработчики авионики из концерна «Радиоэлектронные технологии» утверждают, что боевая эффективность Ту-160М2 будет в 2,5 раза выше, чем у базовой модели Ту-160. И, наконец, о сроках. Еще совсем недавно «ответственные граждане» заявляли, что первый полет Ту-160М2 состоится в 2018 году, а серийное производство пятидесяти ракетоносцев будет развернуто в 2021 году. Однако сроки начала производства перенесены на 2023-2024 год. И в заключение о долговечности проекта, который начал разворачиваться в далекие 70-е годы. Так вот, для Ту-160М2 установлен ресурс в 40-50 лет. И, значит, «Белый лебедь» будет служить до 70-х годов нынешнего века. ЛТХ Ту-160, В-1В и В-2 Масса пустого самолета, кг: 110000 – 87000 - 72000 Максимальная взлетная масса, кг: 275000 – 216365 - 171000 Максимальная тяга двигателей, кгс: 4×25000 - 4×14000 – 4х7700 Масса топлива, кг: 148000 – 88000 - 73000 Максимальная скорость, км/ч: 2230 – 1328 - 1010 Практическая дальность без дозаправки, км: 14000 – 13000 - 11100 Боевой радиус, км: 7300 – 5550 - 5300 Длительность полета без дозаправки, ч: 15 - н/д – 6,5 Практический потолок, м: 21000 – 18000 - 15200 Максимальная боевая нагрузка, т: 45 – 38 – 27 Военные новости: Успешные испытания «Авангарда» тревожат американских военных экспертов Военные технологии: Артиллерия США отстала от России на поколение

«Белого лебедя» рано отправлять на пенсию
© Свободная пресса