Войти в почту

Китайские ВВС на подъеме: авиасалон Чжухай-2018 (The Diplomat, Япония)

Чжухайский авиасалон, проходящий в южном Китае раз в два года, всегда дает китаистам возможность понаблюдать в действии некоторые из новейших аэрокосмических и военных технологий, предназначенных для экспорта, чтобы оценить потенциал Народно-освободительной армии (НОАК). Чжухай также позволяет ознакомиться с самолетами НОАК, стационарными системами, а иногда и понаблюдать новую технику в воздухе. И все же недавно завершившийся авиасалон Чжухай-2018, с внушительным показом невидимок J-20, первой демонстрацией китайского истребителя с управляемым вектором тяги (УВТ), а также огромным количеством беспилотных летательных аппаратов и новых радиолокационных систем смело можно назвать наиболее впечатляющим за последнее время. В настоящей статье будут рассмотрены наиболее интересные и выдающиеся из новинок и показов. J-10B с УВТ В конце 2017 года совершил свой первый полет борт 1034, серийный прототип J-10B. На нем установлена модификация двигателя китайского производства WS-10, оборудованная соплом УВТ. Меньше года спустя, в первый же день Чжухайского авиасалона борт 1034 снова поднялся в воздух, продемонстрировав впечатляющий набор фигур высшего пилотажа на закритических углах атаки. Ранее фигуры наподобие кобры Пугачева, разворота на 180 градусов и «падающего листа» были прерогативой считанных американских и российских самолетов. Повсюду на авиасалоне виднелись плакаты и крутились видеоматериалы о прошлых и текущих разработках, связанных с УВТ. Китайские истребители четвертого поколения, возможно, и не будут оснащены двигателями УВТ, однако истребители пятого поколения, такие как J-20, по всей видимости, уже извлекут из этой технологии пользу. В беседе с конструктором J-20 по имени Ян Вэй, один журналист спросил, может ли технология, продемонстрированная на J-10B, быть использована на J-20. Улыбнувшись, конструктор поинтересовался, откуда взялась уверенность, что УВТ на J-20 до сих пор не стоит. Для наблюдателей это прозвучало прямым подтверждением того, что слухи о том, что прототип J-20 был оснащен двигателями WS-10 с УВТ, достоверны. В долгосрочной перспективе дальнейшее развитие УВТ и опыт их применения, вероятно, может стать прочным фундаментом для разработки истребителей, лишенных дополнительных рулевых поверхностей и хвостового оперения в принципе (как уже видно на примере некоторых концептов шестого поколения). Роль УВТ в обеспечении контроля и маневренности в будущем может увеличиться. Подобающая витрина для J-20 На прошлом Чжухайском авиасалоне пара J-20 совершила короткий минутный вылет. Это и рядом не лежит с возможностями платформы, продемонстрированными даже на любительской съемке пробных полетов J-20 в Чэнду. В этом году в программу авиашоу уже вошли полеты большей продолжительности — по несколько минут каждый. В Чжухае J-20 выполняли резкие повороты и впечатляющие подъемы — пожалуй это наиболее эффектная демонстрация возможностей самолета на сегодняшний день. Зрелищность фото- и видеоматериалов с места событий однозначно затмевает прежние записи. Некоторые наблюдатели и любители сочли, что шоу J-10B с УВТ все же превзошло полет J-20. Однако, учитывая, что J-10B был оснащен УВТ, а также силовой установкой, соответствующей ее весовой категории (в то время как на J-20 стоят сравнительно маломощные двигатели AL-31), не говоря уже об ограничениях на публичную демонстрацию своего новейшего истребителя для завоевания превосходства в воздухе, вероятно, введенных НОАК, показ J-20 можно смело назвать впечатляющим. После демонстрации J-20 в Чжухае было бы чистой воды упрямством утверждать, что самолет является ярко выраженным перехватчиком или штурмовиком. Здесь будет уместно перейти к новым подробностям о J-20, обнародованным вдали от взлетно-посадочной полосы. Новые детали проекта J-20, раскрытые на пресс-конференциях и в брошюрах Китайской государственной авиастроительной компании (AVIC), подтвердили давнишние слухи. Официальная брошюра AVIC описывает назначение J-20 как «завоевание и удержание превосходства в воздухе». Дополнительные же задачи включают в себя перехват и нанесение авиаударов. Это подтверждают широко обсуждавшиеся слухи, которые муссировались еще с середины 2000-х годов, когда самолет среди наблюдателей еще был известен как J-XX. Дополнительные сведения дала и увлекательная пресс-конференция с главным конструктором J-20 Ян Вэем и летчиком-испытателем Ли Ганом. Изображения кабины мы пока не получили, но, по заявлению Ли Гана, самолет использует боковой штурвал — чего раньше на китайских истребителях не встречалось. Кабина самолета разрабатывалась в широком сотрудничестве между пилотами и конструкторами. Как и ожидалось, прозвучали похвалы низкой заметности самолета. Наиболее примечательным, однако, оказалось заявление Ли Гана, что J-20 обладает отличной маневренностью и управляемостью, не уступая J-10. Утверждение о том, что J-20, крупный истребитель низкой заметности для завоевания воздушного превосходства, по летным характеристикам может соперничать с одним из наиболее маневренных самолетов НОАК четвертого поколения — да к тому же с маломощными временными двигателями — подтверждает слухи о том, что самолет планировали сделать конкурентоспособным по аэродинамике даже без двигателей WS-15, которые еще в разработке. Следует отметить ряд недавних статей, в которых предрекалось, что J-20 прибудет в Чжухай уже с двигателями WS-15, чье серийное производство якобы начнется уже ближайшие месяцы. Среди наблюдателей НОАК такие заявления отметались как по меньшей мере ошибочные, поскольку не было ни изображений, ни хотя бы достоверных слухов даже об испытаниях WS-15 на J-20, не говоря уже о вводе их в эксплуатацию для такого престижного мероприятия, как Чжухайский авиасалон. Наконец, в последний день Чжухайского авиасалона при показе J-20 были открыты оружейные отсеки, продемонстрировав полную загрузку, которая включает учебные ракеты класса «воздух-воздух», в том числе две ракеты ближнего радиуса действия PL-10 и четыре PL-15 с дальностью полета, превышающей прямую видимость. Такая открытость не только беспрецедентна для НОАК, но и редка даже для других ВВС, имеющих на вооружении самолеты-невидимки. CH-7 и другие БПЛА системы «летающее крыло» Китайская аэрокосмическая промышленность не новичок в плане невидимых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) системы «летающее крыло» и штурмовых БПЛА — первый полет демонстрационного дрона «Лицзянь» (Lijian или «Острый меч») состоялся в конце 2013 года. По своей конфигурации «Лицзянь» напоминал другие международные аналоги, такие как франко-европейский «Нерон» (Neuron), британский «Таранис» (Taranis), российские «Скат» и «Охотник-Б», а также американские X-47B, X-45 и «Фантом Рэй» (Phantom Ray). Китайские БПЛА сформировали устойчивую клиентскую базу по всему миру, а ряд аэрокосмических групп и компаний в Китае за последние несколько лет приступили к выпуску собственных беспилотников. Среди них встречаются как винтовые, так и на реактивной тяге, включая высотные летательные аппараты привычной конфигурации. Многие из этих проектов, например, «Вилун» (Wing Loong) или семейство «Цайхун» (Caihong), хорошо себя зарекомендовали и имеют нагрузку, сопоставимую с международными аналогами. Такие же или превосходящие возможности предлагают лишь дроны американской и израильской разработки. Тем не менее, до Чжухая-2018, где ряд китайских аэрокосмических групп продемонстрировал свои свежие разработки в области «летающего крыла», аналогичных летательных аппаратов ни одна компания на экспорт не предлагала. Наиболее перспективным из них считается летающее крыло-невидимка CH-7 от Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC), создателей успешного семейства дронов CH-3, CH-4 и CH-5. Конфигурация летающего крыла двойной стреловидности CH-7 навевает сравнения с X-47B или перспективным ударным беспилотником FCAS. И все же больше всего она напоминает спекулятивные художественные изображения неуловимого американского дрона RQ-180. Благодаря максимальному взлетному весу в 13 тонн CH-7 легче 20-тонного X-47B, но тяжелее других боевых БПЛА, например, «Таранис» или «Нейрон» (весящих восемь и семь тонн соответственно). В общем и целом, он полностью вписывается в категорию высокотехнологичных боевых БПЛА. Спроектирован ли CH-7 с прицелом на НОАК, пока неизвестно, но в любом случае удивительно, что летательный аппарат столь высокого класса открыто демонстрируется на выставке вооружений вместо закрытых испытаний для оценки военными научно-исследовательскими институтами Китая. CASC анонсировала первый полет на 2019, а производство начнется в 2022 году. При этом пока неизвестно, внутренний ли это график компании или долгосрочный план НОАК по боевым дронам. БПЛА собственной разработки показал и ряд других институтов, но все они оказались меньше CH-7. Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASIC) продемонстрировала небольшое 3-тонное летающее крыло под названием Tianying, заявленное как БПЛА-разведчик, предназначенный для эксплуатации в условиях высокой угрозы. Чэндуская авиационная группа также продемонстрировала собственное небольшое летающее крыло-невидимку двойной стреловидности, однако описаний его назначения не представила. Считается, что оба летающих крыла (от CASIC и Чэнду) задумывались в как пробные модели, отражающие переход к более крупным и более эффективным конструкциям. Тем не менее, появление целых трех БПЛА от трех крупных китайских аэрокосмических институтов — в дополнение к БПЛА «Лицзянь», показанному прошлым летом — свидетельствует о росте мастерства во всей китайской аэрокосмической отрасли. Сенсоры В этом году также показаны и китайские успехи в области сенсорных технологий и ракет. Китайская корпорация радиоэлектронных технологий (CETC) представила два новых варианта радара KLJ-7A с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Оба они участвуют в тендере на контракт по JF-17 Block III. Один вариант включает в себя единый массив механического сканирования, похожий на европейские разработки Vixen 1000E и Captor E. Другой вариант имеет фиксированную носовую решетку, однако оснащен дополнительными боковыми поверхностями АФАР. Оба варианта обеспечивают радиолокационной системе самолета более широкую зону обзора, повышая осведомленность летчика об окружающей обстановке. Научно-исследовательский институт электронных технологий Лейхуа (LETRI) также продемонстрировал радар АФАР с воздушным охлаждением, получивший обозначение LKF601E. LETRI утверждает, что LKF601E легче большинства аналогичных радаров водяного охлаждения, что позволяет быстро провести модернизацию существующих истребителей со старыми радарами. Неизвестно, участвует ли этот радар в тендере на контракт по JF-17 Block III или же предполагается, что он войдет в пакет обновлений для существующих истребителей, будь то Block I и II, JF-17 или даже PLA J-10A. CETC также продемонстрировал 1,3-тонный БПЛА JY-300 для продолжительных полетов на большой высоте. Аппарат оснащен конформными радарами АФАР на фюзеляже и передней кромке крыла. JY-300 заявлен как дрон, предназначенный для радиоэлектронной борьбы и является первым китайским аппаратом такого толка, показанном широкой публике на авиасалоне. Еще одна разработка — БПЛА «Божественный орел» (Divine Eagle). Предполагается, что этот более крупный дрон с большими возможностями будет укомплектован двумя боковыми АФАР в двойном корпусе. JY-300 свидетельствует о зрелости инженерной мысли и уверенности Китая в возможностях БПЛА для РЭБ. В долгосрочной перспективе НОАК может дополнить традиционные самолеты РЭБ более гибкими БПЛА или даже вовсе заменить их. Наконец, был показан ряд других заслуживающих доверия перспективных БПЛА, противокорабельных и противотанковых ракет, бронетехники, артиллерии и стрелкового оружия, что закрепило за Чжухайским авиасалоном репутацию «не просто авиашоу». Тем не менее, другие изделия заслуживают отдельного рассмотрения.

Китайские ВВС на подъеме: авиасалон Чжухай-2018 (The Diplomat, Япония)
© ИноСМИ