Войти в почту

Як-130: умная русская «Рукавица» которую копирует весь мир

В настоящее время стоимость современного истребителя 5-го поколения достигает несколько сотен миллионов долларов. Поэтому летать на них должны серьезно подготовленные летчики-профессионалы. Для их подготовки служат так называемые учебно-тренировочные (УТС) или учебно-боевые самолеты (УБС). Однако многие из существующих на сегодня машин подобного типа устарели морально и технически, или имеют малый остаточный ресурс до списания. Именно поэтому, во многих странах мира авиаконструкторы пытаются пытаются создать перспективные УТС/УБС последнего поколения. По оценке западных и российских экспертов мировой объем фактического экспорта УТС/УБС в стоимостном выражении в 2018-2023 гг. составит не менее 8 млрд. долл. Какое место занимает Россия на этом рынке? Весьма достойное - пятое, со стоимостью поставки самолетов в этот же период времени примерно в 440 млн. дол (5,34% рынка). Як-130 На рынке УТС представлена самолетом Як-130, разработанным в ОКБ им. А.С.Яковлева и предназначенным для замены в ВВС России учебно-тренировочных самолётов чешского производства Л-39. Это первый абсолютно новый самолет, построенный в современной России, по классификации НАТО Mitten («Рукавица»). Тем не менее, Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов 4+поколения и даже пятого. В учебно-тренировочный комплекс входит сам Як-130, интегрированная система объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры. Первый полёт опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением лётчика-испытателя 1-го класса, Героя Российской Федерации, лётчика-испытателя Андрея Синицына. В дальнейшем испытания продолжил Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Роман Таскаев. Государственные испытания этого УТС, включая вооружение (может быть установлено на самолет, в случае его боевого применения), были завершены в декабре 2009 года. Уже через год первые Як-130 поступили на вооружение российских ВВС, после чего началась их интенсивная эксплуатация в учебно-авиационном центре ВВС России в Борисоглебске Воронежской области. По оценкам российских аналитиков, потребность ВВС России в УТС оценивается в 250 единиц, а потребность мирового рынка в десять раз больше. Предварительная стоимость Як-130 превышает 15 млн. долл. В настоящее время в ВВС России эксплуатируется примерно 106 Як-130. Есть эти самолеты и за рубежом. В Алжире — 16 Як-130, Бангладеш — 13 Як-130 (по состоянию на 2018 год), всего было получено 16 самолётов, но в катастрофах погибло 3 машины. В Белоруссии — 8 Як-130. В Мьянме — 6. Клоны Як-130 Как ни фантастически это звучит, у Як-130 есть братья-близнецы или даже клоны. Особенно интересна история итальянского УБС М-346. Дело в том, что в свое время Як-130 начал разрабатываться совместно с итальянской компанией Aermacchi. Однако по ряду причин совместная разработка России и Италии была остановлена, но, тем не менее, каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолёта. В результате появились два похожих друг на друга как две капли воды, УБС Як-130 и М-346, спроектированный на базе Як-130Д. М-346 – это самолет, предназначенный для повышенной летной подготовки пилотов ВВС Италии и других стран. Первый полет он совершил в июле 2004 г. На самолете установлены два турбореактивных двигателя F-124-GA-200, которые позволяют ему достичь скорости до 1050 км/час. УБС может нести ракеты и бомбы весом до 3 тонн на 5 узлах подкрыльевых подвесок. На вооружении ВВС Италии есть уже 18 таких самолетов, Сингапура — 12, Израиля — 30, Польши - 8. Азербайджан закупил около 10 таких самолетов, еще 15 самолетов заказанo. К сожалению, испытания и ввод в эксплуатацию этого УБС не обошлась без потерь. 18 ноября 2011 года прототип, который участвовал в показе на «Дубаи Эйршоу», разбился после отлёта из Дубаи в Италию. 11 мая 2013 года ещё один самолет разбился спустя 20 минут после взлета из-за неполадок с двигателем. Китайский клон Як-130 Однако особый интерес по ряду причин представляет китайский сверхзвуковой УТС L-15, прямой конкурент на рынке учебно-тренировочных самолетов не только Як-130, но и М-346. Во-первых, он также напоминает по облику российский самолет. И это не удивительно. Ведь ОКБ Яковлева принимало активное участие в создании этого самолета в качестве консультанта конструкторов китайской компании AVIC-2 – разработчика L-15. Во-вторых, на китайском УТС стоят два форсированных турбореактивных двигателя АИ-222-25Ф украинской разработки, которые позволяют достичь сверхзвуковой скорости. На Як-130 установлены аналогичные, но бесфорсажные моторы АИ-222-25. В 2013 году стало известно о долгосрочном контракте с «Мотор Сич» на поставку 1920 двигателей АИ-222-25Ф и ремонт 3840 единиц до 2041 года на общую сумму 5,7 млрд. дол. И, в третьих, стоимость L-15 составляет 11 млн. дол., что ниже стоимости не только Як-130, но и М-346.. Первый полет китайского УТС состоялся в марте 2006 г. Он стоит на вооружении ВВС КНР под обозначением JL-10, Замбии — 6 L-15,Венесуэлы — 24 L-15 УБС Т-50 Южнокорейский УБС Т-50 Golden Eagle («Беркут»), двухместный сверхзвуковой реактивный самолёт, был разработан южно-корейской фирмой KAI совместно с американской компанией Lockheed Martin. Он поднялся первый раз в воздух в августе 2002 г. В вооружение самолёта ходят ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, «воздух-земля» AGM-65 Maverick и бомбы с спутниковым наведением JDAM. В ВВС Южной Кореи сегодня летает более 50 самолетов T-50. В настоящее время он принят на вооружение таких стран, как Индонезия — 15 T-50i, Филиппины. Во время авиашоу 20 декабря 2015 года на острове Ява в районе города Джокьякарта потерпел катастрофу самолёт Т-50 ВВС Индонезии. Самолёт упал недалеко от взлётно-посадочной полосы. Оба лётчика погибли. Американский УТС Т-Х Американская корпорация Boeing и шведская группа Saab AB в сентябре этого года сообщила, что совместно разработанный ими самолет нового типа Т-Х одержал победу в тендере ВВС США на перспективный учебно-тренировочный самолет по программе Т-Х, предназначенный для замены учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки Northrop T-38 Talon. По итогам поведения итогов конкурса, корпорация Boeing получила контракт ВВС США стоимостью 813 млн. долл на НИОКР, изготовление, поставку, отработку и испытания пяти опытных самолетов Т-Х и семи наземных тренажеров в рамках этапа EMD (Еngineering and manufacturing development), с поставкой на авиабазу Сан-Антонио-Рэндолф (штат Техас) в 2023 году.

Як-130: умная русская «Рукавица» которую копирует весь мир
© Ридус