Войти в почту

Гараж уникального назначения: какие военные автомобили не встретишь на обычных дорогах

В Вооруженных Силах РФ 29 мая отмечается День военного автомобилиста. В современной армии уровень автомобилизации достиг такого уровня, что ежедневно в рейс выходит свыше двух тысяч автомобилей, а автомобильным воинским транспортом ежегодно перевозится свыше 3,5 млн. тонн грузов. Сегодня в Вооруженных Силах отмечается День военного автомобилиста. Он был установлен приказом министра обороны РФ в 2000 году и связан с образованием первой учебной автомобильной роты, сформированной 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге. Выпускники этого подразделения, ставшего центром автотехнического обеспечения русской армии, внесли неоценимый вклад в формирование будущей автослужбы и всей системы автомобильного обеспечения Вооруженных Сил. В современной армии уровень автомобилизации достиг такого уровня, что ежедневно в рейс выходит свыше двух тысяч автомобилей, а автомобильным воинским транспортом ежегодно перевозится свыше 3,5 млн. тонн грузов. Как отмечают в Минобороны России, количество военных автомобилей многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники. Но есть среди них поистине уникальные образцы - те, что почти никогда не встретишь на автомагистралях. Телеканал «Звезда» представляет Топ-5 редких автомобилей российской армии. 1. ЗИЛ-41041 АМГ. Редкая, но, увы, недостижимая удача для коллекционеров автомобильной техники. Этот лимузин представительского класса с кузовом типа «кабриолет» используется раз в год и служит только для осмотра войск во время Парада Победа на Красной площади. Единственные пассажиры этих авто (всего таких машин на автобазе Минобороны России три экземпляра) - министр обороны, принимающий Парад, и командующий Парадом: в его роли в последние годы выступает Главком Сухопутных войск генерал-полковник Олег Салюков. Автомобили обладают двигателем объемом без малого 8 литров, могут выдавать мощность в 315 лошадиных сил, а вот скорость у них не такая рекордная - около 190 км/ч. И это понятно - машина получилась массой в 3,5 тонны. Зато главным достоинством этих лимузинов считается их необычайно мягкий ход, что для движения по брусчатке Красной площади пассажиру, стоящему в машине в полный рост, поистине неоценимо. 2. МЗКТ-79221. Специальное колесное шасси большой грузоподъемности производства Минского завода колесных тягачей колесит преимущественно по лесным и таежным дорогам. Данное шасси использовано в составе подвижной пусковой установки комплекса РВСН «Тополь-М». Для монтажа гражданского оборудования выпускается модификация МЗКТ-79221-100, правда, такие машины на дорогах общего пользования тоже не увидишь - заказчику они предлагаются как специальное большегрузное шасси под монтаж оборудования для бурения нефтегазовых скважин либо оснащение большегрузным краном. Машина имеет дизельный двигатель мощностью 800 л.с. и может транспортировать груз массой 80 тонн. Ходовая часть включает в себя шестнадцать (!) ведущих колес с шинами переменного давления, причем колеса трех первых и трех последних осей сделаны управляемыми. И это не случайно - для разворота этому титану нужны аж 18 метров. Максимальная скорость уникального авто - 45 км/ч, запас хода по топливу - 500 км. 3. МАЗ-543/МАЗ-7310. Этот полноприводный четырехосный (8 × 8) тяжелый колесный грузовой автомобиль авторства Минского автомобильного завода находится в серийном производстве с 1962 года, а первый опытный экземпляр машины был выпущен аж в 1958 году. Нынешнее основное предназначение авто - перевозка комплекса РСЗО «Смерч»: системы, которую по боевой мощи часто приравнивают к ядерному оружию (ее сегодняшний глубоко модернизированный вариант - «Торнадо-С). Cоздан пожарный вариант этой машины - его нередко можно увидеть на аэродромах. Машина может перевозить до 20 тонн груза и 25 тонн - на прицепе. Рабочий объем 12-цилиндрового двигателя этого транспорта - почти 40 литров, а максимальная мощность составляет 525 л. с. 4. «Тайфун». Это семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности разработано кооперацией из более чем 120 предприятий, среди которых - Уральский автомобильный завод, КамАЗ, Ярославский моторный завод, НИИ стали, МГТУ им. Баумана. Впервые броневики этого класса были продемонстрированы в 2011 году на полигоне, а 9 мая 2014 года - на военном параде в Москве. Машины уникальны не только своим необычным внешним видом (бронированный кузов довольно агрессивен на вид). Самое главное, что на их базе можно создавать машины связи, мобильные артиллерийские системы, автокраны, транспортно-пусковые машины беспилотных летательных аппаратов, эвакуаторы, экскаваторы. Комбинированная бронезащита (керамика и сталь), а также бронестекла обеспечивают круговую защиту, а противоминная защита машин обеспечивается V-образным днищем и поглощающими энергию взрыва сидениями. По периметру бронемашин установлены видеокамеры, что позволяет наблюдать за обстановкой, не покидая транспортного модуля, а также управлять бронемашиной в случае невозможности использования лобового стекла. Броневики уже прошли боевое крещение в Сирии: отзывы эксплуатантов - самые позитивные, особенно с учетом того, что в машине предусмотрена не только мощная броневая защита, но и система кондиционирования воздуха. 5. Понтонный автомобиль из состава понтонного парка ПП-2005. Здесь важна, скорее, не база (ее составляют достаточно типовые Камаз-63501 либо Урал-4320-30 - примерно такие можно купить прямо на заводе), а предназначение данной техники. С помощью этих машин можно наводить мостовые переправы для перемещения транспортов общей массой до 120 тонн при длине комплекта 268 метров. Парк применим при скорости течения до 3 метров в секунду и волнении до 3 баллов, может запросто наводиться не только на водную, но и на ледяную поверхность. Ширина проезжей части составляет почти 14 метров. 32 речных звена, четыре береговых и восемь моторных звеньев - полная масса перевозимого понтонного оборудования превышает 18 тонн, при этом навести такой «мобильный» мост можно максимум… за один час!

Гараж уникального назначения: какие военные автомобили не встретишь на обычных дорогах
© ТК «Звезда»