Войти в почту

Главное командование ВМФ России и Центральный Военно-Морской Музей торжественно откроют выставку «Женщины и море»

В церемонии открытия, которая состоится 7 марта, примут участие представители Главкомата ВМФ России, руководство и учащиеся военно-морских учебных заведений Военного учебно-научного центра ВМФ, юнармейцы, ветераны. 7 марта в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург) в преддверии Международного женского дня состоится торжественное открытие выставки «Женщины и море», посвященной роли женщины на флоте. В церемонии открытия примут участие представители Главного командования ВМФ России, руководство и учащиеся военно-морских учебных заведений Военного учебно-научного центра ВМФ, юнармейцы, ветераны. На выставке из собрания Центрального военно-морского музея будут представлены живописные произведения, модели кораблей и носовых фигур, личные вещи, образцы формы одежды, фотографии и документы, скульптура, награды, плакаты и листовки. Одним из самых уникальных экспонатов, в экспозиции выставки «Женщины и море» станет морское мундирное платье императрицы Екатерины II и редкое книжное издание, посвящённое великой княжне Ольге Константиновне. Оба экспоната предоставлены для экспонирования Государственным музеем-заповедником «Павловск». Давняя примета моряков – «женщина на корабле приносит несчастье», хорошо известна, однако Российский флот и сама жизнь справедливо и многократно опровергала этот постулат. Женщина-капитан дальнего плавания, женщина-командир отделения морской пехоты, женщина-водолаз… Можно привести множество примеров покорения морской стихии представительницами «слабого» пола. Первоначально женщина приветствовалась на корабле лишь как художественный образ — в виде носового или кормового украшения судна, модели которых можно увидеть на выставке. Моряки верили, что женская красота усмирит любую стихию. Кроме этого, корабли нередко называли женскими именами. «Паллада», «Диана», «Аврора» — богини древнегреческой и древнеримской мифологии, но Аврора Шернваль, в честь которой, по преданию, был назван 44-пушечный фрегат, — женщина вполне земная. Именем героини поэмы В.А. Жуковского был назван фрегат «Светлана», носовым украшением которого была выбрана фигура гадающей при помощи зеркала девушки. 84-пушечный корабль «Императрица Мария» оберегала фигура монархини, облачённой в мантию. Неутверждённый, но оттого не менее интересный проект носового украшения императорской яхты «Держава» работы скульптора М.О. Микешина — девушка в национальном русском костюме, держащая скипетр и державу. Большое внимание развитию и совершенствованию флота уделяли монаршие особы, среди которых было немало женщин. Екатерина II, морское мундирное платье которой представлено на выставке, понимала, что величие Российской империи во многом зависит от морского могущества. Императрица провела ряд преобразований на флоте, результатом чего стали многочисленные победы на море в войнах с Турцией и Швецией. В 1783 г. был создан Черноморский флот, главной базой которого стал Севастополь в присоединенном к России Крыму. Ещё одна представительница Российского императорского дома, Ольга – королева эллинов, урождённая великая княжна Ольга Константиновна, портрет которой можно увидеть в экспозиции выставки, дочь генерал-адмирала Российского флота, великого князя Константина Николаевича, знала и любила море и флот. Она стала единственной в мире женщиной-адмиралом Российского флота (почётным). В Российском императорском флоте Ольга Константиновна являлась шефом 2-го (12-го) флотского экипажа и шефом личного состава крейсера «Адмирал Макаров». История знает немало примеров служения женщины морю и флоту. Во время Великой Северной экспедиции 1733–1743 гг. начальником одного из отрядов был назначен лейтенант Василий Прончищев, а вместе с ним в море вышла его молодая жена Татьяна, что стало первым подобным случаем в истории великих арктических экспедиций. В русско-шведскую войну 1788-1790 гг., 21 мая 1789 г. небольшой 24-пушечный коттер (бриг) «Меркурий» под командованием будущего адмирала Российского флота, капитан-лейтенанта Романа Кроуна в упорном бою заставил спустить флаг 44-пушечный шведский фрегат «Венус». В этом походе на борту брига «Меркурий» находилась жена Кроуна, Марфа, которая во время боя перевязывала раненых. Судовым врачом на шхуне «Св. Анна», на которой Георгий Брусилов отправился в 1912 г. вдоль северных берегов России через Берингов пролив до Владивостока, была Ерминия Жданко. Во время многомесячного дрейфа «Св. Анны» в Артике она не только ухаживала за больными, но и занималась продовольствием, фиксировала метеосводки для передачи их в Главное гидрографическое управление. Менялись времена и нравы. Права женщин, в том числе и на профессиональное самоопределение, волновали умы просвещённой общественности. В 1908 г. русский гидрограф, полярный исследователь Георгий Седов, издал в Петербурге брошюру «Право женщин на море», поставив три насущных вопроса: поощрение женщин в морском специальном образовании наравне с мужчинами; допущение свободного пребывания на торговых кораблях; признание за женщинами права на командование морскими торговыми судами. Последующие события в истории России подтвердили право женщин на море. В 1917 г. по инициативе комитета «Русские женщины, сплотитесь» в Петрограде появилась первая Морская женская команда. В годы Великой Отечественной войны замена женщинами мужчин стала нормой, в том числе и в Военно-Морском Флоте. Навсегда вписаны в историю нашей страны имена Евдокии Завалий – командира взвода морской пехоты; Нины Соколовой – единственной в мире женщины-тяжёлого водолаза, по предложению которой для снабжения блокадного Ленинграда жидким топливом по дну Ладожского озера проложили трубопровод; Екатерины Деминой (Михайловой) – санинструктора и разведчицы морской пехоты; Галины Петровой – медицинской сестры батальона морской пехоты; Александры Донченко – кораблестроителя, в годы блокады Ленинграда разработавшей проект морского бронированного охотника и ставшей единственной женщиной, окончившей Военно-морскую академию; Марии Цукановой – санитарки батальона морской пехоты в годы советско-японской войны. Женщины служили и служат в гражданском морском и речном флоте. Одной из них была Анна Щетинина – первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Но не менее тяжелая ноша — ожидание ушедших в море отцов, мужей, сыновей. Дочери, жены, матери моряков не меньше, чем их родные, связали свою жизнь с флотом. Дочь морского офицера, Анастасия Ширинская-Манштейн, будучи свидетельницей эвакуации кораблей Черноморской эскадры из Крыма в годы Гражданской войны, внесла большой вклад в сохранение исторических реликвий и памяти о Русской эскадре и её моряках. Более подробно о этих и других фактах из истории Российского флота можно будет узнать уже 7 марта, когда в Центральном военно-морском музее откроется выставка «Женщины и море».

Главное командование ВМФ России и Центральный Военно-Морской Музей торжественно откроют выставку «Женщины и море»
© ТК «Звезда»