Вечерняя Москва 14 февраля 2018

Битва за «ледяной ад» и «Сила Бенедикта»

Фото: Вечерняя Москва
Новый фильм Валдиса Пельша «Полярное братство» покажут по Первому каналу 23 февраля.
Осенью 1941 года обстановка в Европе была натянута как струна. Огонь войны «облизывал» Европу со всех сторон, добрался он и до северных высот. В истории того времени был один эпизод, очень важный и даже уникальный, но мало кому известный — советские и британские ВВС в небе над Мурманском в сентябре-ноябре 1941 года вместе защищали от фашистов наши северные ворота в Атлантику, которые немцы называли не иначе, как «ледяным адом». Этот порт никогда не замерзал, даже при морозах в минус 50 градусов, и именно благодаря ему были возможны поставки военных грузов для всей страны.
— Первые месяцы войны были для Советского Союза самыми тяжелыми. Фашисты наступали со всех сторон, а страна только готовилась дать им отпор, — рассказывает Валдис Пельш. — Военной техники, и особенно авиационной, было недостаточно. Нехватка самолетов и летчиков компенсировалась интенсивностью вылетов: летчикам приходилось делать в день по 5-7 вылетов.
Узнав о нападении Германии на СССР, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил помощь и распорядился отправить в Мурманск в составе первого конвоя союзников «Дервиш» военную технику, в том числе, британские самолеты «Харрикейн», а также 400 военных специалистов. Соединение получило название «151-е авиакрыло».
Что же за задача ставилась «крылу»? Участие в обороне Мурманска, помощь в освоении авиатехники русским специалистам. Спецоперация получила название «Сила Бенедикта».
— Советские и британские летчики осуществляли совместное патрулирование линии фронта и уничтожали самолеты врага, а в свободное от боевых вылетов время, обучались и обучали полетам на Харрикейнах, — рассказывает Пельш, погруженный в эту историю «с головой».
«Крыло» поступило в распоряжение командующего Северным флотом адмирала Головко. Базировались англичане на аэродроме Ваенга-1. 72 смешанный авиаполк ВВС Северного флота под командованием знаменитого летчика Бориса Сафонова стал «домом» и для русских, и для англичан — им не помешал объединиться даже языковой барьер. Когда от патрулирования северных широт у летчиков оставалось время, они обучали русских искусству полетов на «Харрикейнах». Первым освоил «Харрикейн» Сафонов. После полета ему аплодировали абсолютно все — и русские, и англичане.
— Нам удалось взять интервью у непосредственных участников событий — пилотов «151-го авиакрыла» Королевских ВВС Великобритании Джона Франсиса Дарема (Тима) Элкингтона, Эрика Джона Картера и инженера Фредерика (Вика) Бэшфорда. Сейчас нашим героям 95-96 лет, между собой мы с нежностью называем их «летающими дедушками». Они с трепетом вспоминают дни, когда впервые оказались в ледяном Заполярье, познакомились с нашими асами, сражались с нашими летчиками, что называется, крыло к крылу, — рассказывает Елена Потанина, продюсер, один из сценаристов картины.
Советское и британское командование высоко оценило операцию. В марте 42-го года майор Борис Сафонов, капитаны Иван Туманов, Алексей Кухаренко и Александр Коваленко были награждены британскими крестами за выдающиеся летные заслуги. Это было первое и единственное награждение этим орденом советских военнослужащих. Ну а некоторые британские авиаторы были награждены Орденом Ленина — что тоже было беспрецедентно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Бузова согласилась на «Прожарку»
Комментарии
Войска , Валдис Пельш , Александр Коваленко , Уинстон Черчилль , Мурманск , Великобритания
Читайте также
Китай урезал сухопутные войска до минимума
Анонсированы международные учения «Славянское братство»
Последние новости
Первый комплект ЗРПК «Панцирь» для Арктики выходит на испытания
Саперов Росгвардии оснастят роботами на дистанционном управлении
Уничтожить с первого выстрела