Войти в почту

Битва за «ледяной ад» и «Сила Бенедикта»

Новый фильм Валдиса Пельша «Полярное братство» покажут по Первому каналу 23 февраля. Осенью 1941 года обстановка в Европе была натянута как струна. Огонь войны «облизывал» Европу со всех сторон, добрался он и до северных высот. В истории того времени был один эпизод, очень важный и даже уникальный, но мало кому известный — советские и британские ВВС в небе над Мурманском в сентябре-ноябре 1941 года вместе защищали от фашистов наши северные ворота в Атлантику, которые немцы называли не иначе, как «ледяным адом». Этот порт никогда не замерзал, даже при морозах в минус 50 градусов, и именно благодаря ему были возможны поставки военных грузов для всей страны. — Первые месяцы войны были для Советского Союза самыми тяжелыми. Фашисты наступали со всех сторон, а страна только готовилась дать им отпор, — рассказывает Валдис Пельш. — Военной техники, и особенно авиационной, было недостаточно. Нехватка самолетов и летчиков компенсировалась интенсивностью вылетов: летчикам приходилось делать в день по 5-7 вылетов. Узнав о нападении Германии на СССР, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил помощь и распорядился отправить в Мурманск в составе первого конвоя союзников «Дервиш» военную технику, в том числе, британские самолеты «Харрикейн», а также 400 военных специалистов. Соединение получило название «151-е авиакрыло». Что же за задача ставилась «крылу»? Участие в обороне Мурманска, помощь в освоении авиатехники русским специалистам. Спецоперация получила название «Сила Бенедикта». — Советские и британские летчики осуществляли совместное патрулирование линии фронта и уничтожали самолеты врага, а в свободное от боевых вылетов время, обучались и обучали полетам на Харрикейнах, — рассказывает Пельш, погруженный в эту историю «с головой». «Крыло» поступило в распоряжение командующего Северным флотом адмирала Головко. Базировались англичане на аэродроме Ваенга-1. 72 смешанный авиаполк ВВС Северного флота под командованием знаменитого летчика Бориса Сафонова стал «домом» и для русских, и для англичан — им не помешал объединиться даже языковой барьер. Когда от патрулирования северных широт у летчиков оставалось время, они обучали русских искусству полетов на «Харрикейнах». Первым освоил «Харрикейн» Сафонов. После полета ему аплодировали абсолютно все — и русские, и англичане. — Нам удалось взять интервью у непосредственных участников событий — пилотов «151-го авиакрыла» Королевских ВВС Великобритании Джона Франсиса Дарема (Тима) Элкингтона, Эрика Джона Картера и инженера Фредерика (Вика) Бэшфорда. Сейчас нашим героям 95-96 лет, между собой мы с нежностью называем их «летающими дедушками». Они с трепетом вспоминают дни, когда впервые оказались в ледяном Заполярье, познакомились с нашими асами, сражались с нашими летчиками, что называется, крыло к крылу, — рассказывает Елена Потанина, продюсер, один из сценаристов картины. Советское и британское командование высоко оценило операцию. В марте 42-го года майор Борис Сафонов, капитаны Иван Туманов, Алексей Кухаренко и Александр Коваленко были награждены британскими крестами за выдающиеся летные заслуги. Это было первое и единственное награждение этим орденом советских военнослужащих. Ну а некоторые британские авиаторы были награждены Орденом Ленина — что тоже было беспрецедентно. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Бузова согласилась на «Прожарку»

Битва за «ледяной ад» и «Сила Бенедикта»
© Вечерняя Москва