Войти в почту

Вертолет Ми-8. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2018 года два пилота погибли при жесткой посадке вертолета Ми-8Т в Томской области. Четверо пассажиров - пострадали. Катастрофа произошла в 42 км к юго-востоку от села Александровка Александровского района. Вертолет совершал санитарный рейс из села Прохоркино того же района в Александровку. Ми-8Т принадлежал авиапредприятию "Ельцовка", всего в его составе - 27 вертолетов этого типа. Ми-8 (при разработке - В-8) - семейство многоцелевых вертолетов советского, позднее российского производства. Один из самых массовых вертолетов мира. Выпускаются в пассажирском, транспортном и других вариантах. Серийно строятся на Казанском вертолетном и Улан-Удэнском авиационном заводах, ныне входящих в холдинг "Вертолеты России". Всего с 1965 года было выпущено более 12 тыс. экземпляров разных модификаций (около 8 тыс. экземпляров в Казани и свыше 4 тыс. - в Улан-Удэ), в разное время они поставлялись в более 100 стран мира. История Вертолет В-8 первоначально создавался специалистами опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Государственного авиационного завода №329 (ныне - ОКБ Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля) в рамках проекта модернизации многоцелевого вертолета Ми-4, разработанного в начале 1950-х годах. Усовершенствованную машину планировалось оснастить газотурбинным двигателем вместо поршневого, улучшить эргономику и повысить грузоподъемность. Однако объем изменений, вносившихся коллективом разработчиков под руководством Михаила Миля, оказался весьма обширен. Вскоре стало ясно, что необходимо полностью переработать конструкцию Ми-4, которая повторяла компоновку уже устаревшего на тот момент американского вертолета Sikorsky S-55 Chickasaw. Получившийся прототип В-8 принципиально отличался от "модернизируемой" машины: силовая установка была перенесена из носовой части в пространство над салоном, кабина пилотов оснащена панорамным остеклением, вместо четырехопорного установлено трехопорное шасси. 9 июля 1961 года в воздух поднялся первый опытный экземпляр В-8 с одним турбовинтовым двигателем АИ-24В и четырехлопастным винтом. 2 августа 1962 года прототип В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пятилопастным винтом впервые оторвал от земли летчик-испытатель Николай Лёшин, а 17 сентября того же года машина совершила первый полноценный полет. Серийное производство Ми-8 стартовало в марте 1965 года на авиазаводе №387 в Казани, в 1970 году к выпуску вертолета приступил завод в Улан-Удэ. Летно-технические характеристики Конструктивно Ми-8 - вертолет одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами, двумя газотурбинными двигателями (ТВ2-117, ТВ3-117 и другие варианты двигателей разработки опытного завода №177, ныне - АО "Климов", Санкт-Петербург) и неубирающимся трехопорным шасси. - Максимальная скорость - 250 км/ч, крейсерская - 230 км/ч; - максимальная дальность полета с основными топливными баками - 610 км; - практический потолок - 6 тыс. м; - максимальная взлетная масса - 13 тыс. кг; - полезная нагрузка на внешней подвеске - до 4 тыс. кг, в транспортной кабине - до 4 тыс. кг; - пассажировместимость - до 26 человек; - экипаж - 3 человека. Модификации Разработано более 130 модификаций вертолета, включая значительно модернизированные варианты (Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 и другие). Различные гражданские и военные модификации предназначены для перевозки пассажиров, личного состава и грузов, десантирования подразделений морской пехоты, эвакуации раненых и больных, огневой поддержки, подавления огневых точек противника, постановки помех. Ми-8 используется для проведения различных работ в условиях труднодоступной для других видов транспорта местности с посадкой на неподготовленные площадки ограниченных размеров. Модификации Ми-8 активно используются в военных действиях с конца 1970-х годов. В настоящее время Минобороны России получает модификации Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-5-1 и арктический Ми-8АМТШ-ВА. Специально для обеспечения действия сил специального назначения в 2017 году разработан вертолет Ми-171-Ш-ВН.

Вертолет Ми-8. Досье
© ТАСС