Войти в почту

«Ракушка» для РХБЗ: главное о новой спецмашине российской армии

На днях в канун Дня войск радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ), российские СМИ сообщили о принятии на вооружение в Воздушно-десантные войска РФ разведывательной химической машины РХМ-5М. Первый образец РХМ-5М поступил в опытную эксплуатацию в Тульское соединение ВДВ. На сегодняшний день в российских ВДВ на вооружении войск РХБЗ стоит разведывательная химическая машина РХМ-5, принятая на вооружение всего пять лет назад. И та и другая машина предназначены для ведения радиационной, химической и биологической разведки местности, находясь в боевых порядках парашютно-десантных, десантно-штурмовых или разведывательно-десантных подразделений. Судя по всему, специальное оборудование РХМ-5М по составу мало чем отличается от оборудования РХМ-5. Оно позволяет экипажу машины дистанционно обнаруживать наличие отравляющих веществ в воздухе, вести радиационную химическую и биологическую разведку с последующим нанесением обстановки на электронную карту местности и передавать данные специальной разведки в вышестоящие органы управления в автоматизированной системе управления войсками. Так в чем же основные различия двух РХМ, принятых на вооружение войск РХБЗ ВДВ с промежутком всего 5 лет? Главное отличие это база. РХМ-5М для ВДВ создана на унифицированном базовом шасси БТР МДМ Ракушка-М , прежняя машина РХМ-5 была на базе боевой машины десанта БМД-3. Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в 1990-х годах в российском оборонно-промышленном комплексе, и на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ) в частности, не позволила развернуть крупносерийное производство боевой машины десанта БМД-3, принятой на вооружение в 1990 году. В 1998 г. серийное производство БМД-3 прекратилось вовсе. Таким образом, поддерживать боеготовность машин, основная часть узлов и агрегатов которой больше не производится, стало проблематичным. К тому же, еще в ходе создания БМД-3 и машин на ее базе, таких как БТР-МД Ракушка , был выявлен серьезный недостаток недостаточная надежность силовой установки, а именно дизеля 2В-06-02. Кроме того, заводы изготовители шасси ВгТЗ и силовой установки ЧТЗ, никак не могли организовать их крупносерийное производство. В начале 2000-х в инициативном порядке под руководством главного конструктора курганского Специального конструкторского бюро машиностроения (СКБМ) Александра Никонова силами конструкторских коллективов СКБМ и ВМК Волгоградского тракторного завода были начаты работы по проработке базы БМД-3. Целью этого проекта конструкторы ставили максимально унифицировать системы, узлы и агрегаты боевых машин БМД-4 и БМП-3, прежде всего по силовой установке, трансмиссии и ходовой части. Параллельно с разработкой новой боевой машины десанта велась разработка нового десантируемого бронетранспортера на ее базе, который должен был заменить стоящий на вооружении ВДВ БТР-Д. Конструкторский коллектив курганского СКБМ на базе БМД-4М разработал новый бронетранспортер для ВДВ БТР-МДМ Ракушка-М . На БТР-МДМ Ракушка-М установлены заимствованные с боевой машины пехоты БМП-3 двигатель и трансмиссия, ходовая часть, водомётные движители, водооткачивающие средства, системы управления, электрооборудование, пневмооборудование, приборы наблюдения, средства коллективной защиты, противопожарное оборудование, средства маскировки, оборудование для установки средств десантирования. Еще одной особенностью бронетранспортера БТР-МДМ является наличие на машине современной информационно-управляющей системы шасси. БТР-МДМ имеет сварной корпус рубочного типа с высокими бортами и плоской крышей, выполненный из листов алюминиевой брони. Внутренний забронированный объем машины позволяет разместить и транспортировать в ней до 15 десантников, включая двух членов экипажа. Для этого в средней части машины по бортам расположены двухместные кресла для десанта, по три с каждого борта. Кроме того по бортам закреплены кронштейны для размещения носилок с ранеными. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части машины. Над рабочим местом командира машины на крыше смонтирована командирская башенка с дистанционно управляемой пулеметной установкой с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Прицельный комплекс командира-наводчика обеспечивает наблюдение за местностью и ведение стрельбы из пулемета без выхода из машины. При массе 13,5 тонн машина остается авиатранспортабельной и амфибийной. Мощный дизель способен разогнать БТР-МДМ до максимальной скорости по шоссе до 70 км/ч, и видимо это не предел. Глядя, как машина носилась по пересеченной местности на полигоне, некоторые специалисты в шутку обозвали Ракушку-М бешеной улиткой . На плаву машина способна развить скорость до 10 км/ч, а запас хода по шоссе составляет 500 км. Такие высокие динамические характеристики машине обеспечивает безнаддувный многотопливный дизель УТД-29 с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения. В едином блоке с двигателем размещена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей. Кстати, УТД-29 является, наверное, единственным в мире многотопливным двигателем, не имеющим наддува. Но именно внутренний забронированный объем БТР-МДМ и предопределил универсальность использования этой машины. Конструкция БТР-МДМ Ракушка-М обеспечивает возможность ее комплектации различным сменным оборудованием и использования в качестве базовой машины при разработке семейства образцов вооружения и военной техники ВДВ командно-штабных, машин связи и управления, медицинских, самоходных противотанковых ракетных комплексов, разведывательных, тылового обеспечения и, естественно, машин специальной разведки, таких как РХМ, артиллерийской разведки, ПУ начальника ПВО, РЭБ и т.д. Как видим первая ласточка в виде РХМ-5М уже принята на вооружение. Как сообщили в МО РФ, серийная поставка машин химической и радиационной разведки РХМ-5М в войска начнется в 2018 году.

«Ракушка» для РХБЗ: главное о новой спецмашине российской армии
© ТК «Звезда»