Ещё

«В транспортную авиацию женщины вполне подойдут» 

Фото: Деловая газета "Взгляд"

В российской боевой авиации появятся женщины-летчицы, объявил министр обороны Сергей Шойгу. Это заявление прозвучало на фоне острого некомплекта кадров в нашей боевой авиации. Но поможет ли его закрыть срочный набор девушек — первый столь массовый со времен Великой Отечественной войны? Краснодарское высшее военное авиационное училище (КВВАУЛ) в этом году будет впервые набирать девушек, заявил в минувшие выходные министр обороны Сергей Шойгу. Краснодарское училище — фактически единственное учебное заведение, готовящее военных летчиков по всем специальностям. Есть еще училища в Челябинске и Сызрани, но там готовят, соответственно, лишь штурманов и вертолетчиков. То есть, выпускницы КВВАУЛ будут первыми военными летчицами в нынешней российской армии, сообщило «РИА Новости». «Их будет немного — 15 человек, но с учетом большого количества заявок, которые поступают от девушек в адрес Воздушно-космических сил, мы не можем не ответить на эти просьбы», — сказал Шойгу на торжествах, посвященных Дню ВКС. При этом министр полагает, что поступившие в этом году девушки уже через пять смогут не просто летать, но и участвовать в воздушных парадах. «Надеюсь, через пять лет они украсят подобный праздник своим мастерством», — пояснил министр, имея в виду авиафестиваль к 105-летию ВКС в парке «Патриот». Бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО Валерий Горбенко уверен, что каких-либо серьезных перемен в системе боевой подготовки и в документации министерства обороны появление женщин-летчиц не вызовет. «Я не знаю, конечно, куда этих женщин точно направят, — сказал он газете ВЗГЛЯД. — Но во фронтовую, тактическую, корабельную авиацию их, конечно, не будут готовить: там всё связано с большими перегрузками, что для женского организма, конечно, не очень хорошо. А вот на вертолеты, в транспортную авиацию женщины вполне подойдут. И потом, у министерства обороны много обеспечивающей авиации». Горбенко напомнил, что «и в армии США есть женщины-летчицы, так что и у нас женщины-летчицы вполне справятся со своими задачами». Бывший военный летчик Дмитрий Дрозденко напоминает: разрешая женщинам служить в авиации, Минобороны реализует конституционное право представительниц прекрасного пола тоже участвовать в защите Родины. Он также считает, что каких-либо перемен в Вооруженных силах в связи с появлением женщин-летчиц не будет. «Если что и будет, то разве что какие-то бытовые перемены: например, придется строить еще и женскую казарму. Но запрещать женщине служить в армии… Это ее право», — сказал он газете ВЗГЛЯД. По его мнению, и проблемы дискомфорта, связанного со службой в смешанных экипажах, у мужчин или женщин-летчиков не будет. Дрозденко привел пример Армии обороны Израиля, где прекрасно сосуществуют в одних экипажах военные разных полов. Женщина в армии — это красота и блеск «Военные парады показали, что женщины в нашей армии — это красота и блеск. Ничего экстраординарного в том, что женщина идет на военную службу, нет», — подытожил Дрозденко. Эксперты попутно развеяли расхожие заблуждения, будто служба женщин в авиации потребует каких-то изменений в конструкции самолетов или вертолетов — например, туалетов особой конструкции. «Когда летчики-истребители делают дозаправки и висят в воздухе по шесть-восемь часов, им, конечно, требуется как-то решать эту проблему. Но, как я уже говорил, едва ли у нас появятся летчицы-истребители», — заметил Горбенко. Следует заметить, что времена, когда в стране были и летчицы-истребители — это накануне и особенно во время Великой Отечественной войны. В частности, знаменитая Лидия Литвяк. Она совершила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боев, одержала 12 подтвержденных побед и погибла в бою в 1943 году в асте неполных 22 лет. В целом же, количество женщин, служивших в военной авиации в годы Великой Отечественной войны, исчислялось тысячами. Они были не единичным (как, скажем, до войны, когда вся страна знала имена Полины Осипенко и Людмилы Гризодубовой, побивавших авиационные рекорды), а массовым явлением. Марина Раскова, Евгения Руднева, Екатерина Буданова — все они были асами истребительной или бомбардировочной авиации, удостоились высоких правительственных наград и вписали свои имена в историю своими подвигами на фронте. Впрочем, Дрозденко уверен, что те времена — это исключение, обусловленное тотальным характером войны. «Тогда воевали все, включая детей. Когда кончилась война, нужно было восстанавливать страну, рожать детей», — объяснил он отказ от приема женщин в авиаучилища после Великой отечественной. В годы женщин брали в боевую авиацию, в том числе, и из-за нехватки летного состава, вызванного большими потерями. В наши дни такой проблемы нет. После войны начала развиваться реактивная авиация и с тех пор принято считать, что перегрузки в ней слишком вредны для большинства женщин. В послевоенные годы женщины все же летали и на реактивных самолетах и даже в космос, — как космонавты Валентина Терешкова, Светлана Савицкая и Марина Попович (вдова космонавта Павла Поповича), — но это было исключением из правил. В современной российской боевой авиации тоже есть одна летчица-истребитель — это Светлана Протасова. Она — единственная женщина в мире, которая может пилотировать истребитель МИГ-29. Так что ее военная карьера — тоже пока исключение из правил. Пока военных летчиков вообще не хватает Решение Минобороны начать прием девушек, возможно, косвенно было вызвано острой нехваткой пилотов в российских ВКС. Как отмечало в прошлом году «Независимое военное обозрение», по экспертным оценкам, некомплект в военной авиации доходит до 20% личного состава. «Сейчас громаднейший конкурс в летные училища, — говорит Горбенко. — Туда рвется много здоровых молодых ребят». Но проблема недокомплекта кадров в военной авиации, как он считает, все же возникла, и вызвана она действиями предшественника Шойгу — Анатолия Сердюкова.

«При Сердюкове вообще три года не брали в летные училища. Это сейчас сказалось, и серьезно. Потом, было много сокращений, когда летчики высококлассные, подготовленные, — которые лет пятнадцать могли еще летать, — уходили в запас», — сказал Горбенко. Но эту проблему, по мнению генерала, набором женщин в авиации все равно быстро не решишь. Новое руководство Минобороны уже возобновило набор курсантов, но на подготовку летчиков нужно, как известно, от 5 до 10 лет. Словом, опрошенные газетой ВЗГЛЯД мужчины-летчики поддерживают инициативу Шойгу о приеме женщин в военные авиаучилища. А вот в лице одной из самых титулованных и известных российских летчиц газета ВЗГЛЯД нашла противника этой инициативы. Светлана Капанина — семикратная абсолютная чемпионка по самолетному спорту, летчик-инструктор ОКБ «Сухого» — считает, что женщинам в военной авиации делать нечего. «Женщины, конечно, могут заниматься профессиями, которые считаются мужскими. Но женщины созданы для мира, рождения детей, но никак не для войны. Что касается военных профессий, то я категорически против, чтобы женщины ими занимались, — сказала Капанина в беседе с газетой ВЗГЛЯД. — Есть много гражданских самолетов, которые женщины могут освоить, а военные? Не надо им этим заниматься».

 Ещё 12 источников 
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео