Зачем в аэропортах мира внедряются системы сканирования лиц пассажиров

- Официальные лица объявили, что распознавание лиц в той или иной степени сейчас используется в 13 аэропортах по всей стране, но Орландо первым начнет использовать систему для каждого пассажира, - сообщил "РГ" генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - В настоящее время пассажиры международных рейсов должны останавливаться в киоске для проверки своих паспортов и фотографирования, а также ответить на вопросы инспекторов таможенного досмотра, после чего встать в очередь к сотруднику службы безопасности. Для иностранных граждан этот процесс еще длиннее, поскольку таможенная и пограничная охрана США проводит сканирование отпечатков пальцев. Так вот в Орландо Интернэшнл киоски исчезли: их заменили камеры, которые фотографируют пассажиров и в считаные секунды сопоставляют фотографии с фотографиями паспорта. Камеры имеют 99-процентную точность. В среднем на распознавание лиц теперь будет уходить 15-20 секунд. Биометрические камеры будут регистрировать каждого пассажира по мере приближения к пункту пропуска и сопоставлять их лица с паспортом и информацией о посадке. Это позволит пассажирам пройти прямо к телетрапу, не предъявляя для проверки документы и посадочные талоны. Во время пробного тестирования системы одна из авиакомпаний смогла рассадить весь самолет менее чем за 20 минут после появления пассажиров в здании аэровокзала. Российский аэропорт Домодедово не так давно также протестировал систему распознавания лиц. Она будет использоваться для обеспечения общей безопасности в здании и позволит проконтролировать доступ в закрытые зоны аэропорта. В ОАЭ занимаются разработкой специального оснащенного камерами коридора-аквариума: его используют для повышения безопасности аэропорта Дубая. А австралийцы планируют заменить автоматическим распознаванием лиц проверку паспортов во время досмотра пассажиров. Выбираем попутчика Вместе с тем авиакомпании делают все, чтобы привлечь пассажиров на свои борты. Услуги пытаются предлагать самые необычные. Например, выбрать приятных соседей в полете. Одним из "пионеров" здесь была авиакомпания KLM. В чем суть? На карте посадочных мест можно увидеть и ознакомиться с аккаунтами в социальных сетях пассажиров, которые уже зарегистрировались на рейс. То есть заранее узнаешь, кто летит этим же самолетом. Попутчик показался интересным? Пожалуйста, бронируй место рядом. "Менять" соседа не возбраняется вплоть до 1 часа до вылета. На рейсах компании Etihad Airways (ОАЭ) можно воспользоваться услугами "летающей няни", которая присмотрит за вашим ребенком. Программа для детей насыщенная - фокусы, рисование, аквагрим и многое другое. Еще одна услуга от авиаперевозчиков: любой желающий может взять в аренду планшет со множеством фильмов, мультфильмов, телешоу, игр, журналов и музыки. Правда, она пока единичная. И платная. Некоторые авиакомпании предлагают ее при перелете от 3,5 часа. Спим и... подслушиваем Сотрудники Air New Zealand (Новая Зеландия) придумали, как сделать длительные перелеты в экономклассе комфортными: при желании пассажира три места легко превращаются в кровать. Сиденья "небесной кровати" имеют откидные спинки и подлокотники. Когда они раскладываются, образуется подобие дивана, на котором могут свободно поместиться два взрослых человека. По информации, размещенной в интернете, можно выкупить три места в одном ряду для одного пассажира, а можно разделить удобство со своим спутником. Третий билет идет со скидкой. Одна из американских компаний предлагает послушать... переговоры пилота с диспетчерами и другими авиасотрудниками. В пассажирском кресле встроен вход с наушниками, и на протяжении всего полета каждый может узнать о состоянии полета из первых уст. А вот авиакомпания Qantas (Австралия) еще три года назад включила в стоимость билета для пассажиров 1-го класса необычное развлечение - гарнитуру виртуальной реальности, которая включает в себя видеоролики со взлетно-посадочной полосы, трехмерный взгляд на Национальный парк Какаду в Австралии и экскурсии по городам. Самые-самые в небе... Стюардессы Asiana в полете рассказывают о традициях и обычаях страны, учат искусству оригами, писать и читать на корейском языке. Кто готов узнать будущее - тому погадают на картах таро. Авиакомпания Air Malta предлагает даже пассажирам экономкласса такую услугу, как массаж шеи, головы и ног. А одна шведская компания предоставляет возможность молодоженам расписаться прямо на аэродроме, на балконе у диспетчеров. Все, что надо, - купить билет из Стокгольма на любое направление. ...и на земле - Как правило, сегодня турист открывает для себя новые страны и города, чаще прибывая туда самолетом, - говорит Сергей Мельниченко. - Поэтому первые впечатления остаются от аэровокзала, от диспетчерской вышки. Понимая это, во многих аэропортах пытаются сделать все, чтобы у пассажира осталось в памяти: "Вот это да!" Вряд ли забудутся вышки в индийском Мумбаи. Одна из них, возведенная в 1996 году, высотой 72 метра. Другая, современная - 83,8 метра. Но самая высокая диспетчерская вышка находится в аэропорту Бангкока - 132,2 метра. Аэропорты изощряются и другими различными "изюминками". Например, терминал 3 в китайском Шэньчжэне копирует самолет. Во многих есть зоны, где можно выгулять собачек: в США это даже предусмотрено законом для авиагаваней, которыми пользуется более 10 млн пассажиров в год. Кстати Заложники климата В мире насчитывается более десятка аэропортов, построенных на искусственных островах. Один из самых крупных и красивых расположен недалеко от японского города Осака. Проблемой для этих аэропортов, чьи взлетно-посадочные полосы расположены всего в 4-5 м над уровнем моря, может стать глобальное потепление. Если начнет таять лед в Арктике и Антарктике, то эти аэродромы могут уйти под воду. Взлет по кривой Далеко не всегда поверхность взлетно-посадочной полосы бывает абсолютно плоской. Но, наверное, по крутизне (и в прямом, и в переносном смысле) всех обошел Куршевель: другого аэродрома с таким профилем полосы нет нигде. Но кто знает, может, самолеты будут садиться не на прямую полосу, а на круг? На мысль о кольцевых ВВП экспертов натолкнули размещенные в интернете видеозаписи "шатающихся" самолетов. Боковые ветры - это кошмар для экипажей. Чем они сильнее, тем больше пилотам приходится корректировать движение воздушных судов при взлете и посадке. В крайних случаях (например, сильный ветер под углом 90 градусов) взлетно-посадочные полосы закрывают. При использовании ВПП в форме кольца такие проблемы не возникнут. Длина круглой ВПП составляет около 10 км, а диаметр - 3,5 км. В некоторых аэропортах уже применяют строительные материалы, которые эффективно замедляют самолет, если экипажу по каким-то причинам не удается остановить его на посадочной полосе. Только факты Кто и чем гордится - Самый крупный аэропорт в мире - Хартсфилд-Джексон Атланта (США). - Ниже всех находится аэродром Бар Иегуда в Израиле: расположенный недалеко от Мертвого моря, он на 378 метров ниже среднего уровня моря. - Самая длинная взлетно-посадочная полоса - в китайском аэропорту Чамдо/Бамда (5500 м), на втором месте - аэропорт Москва/Раменское (5402 м). - Самая короткая полоса с искусственным покрытием - на острове Саба (Карибские острова) - всего 400 метров. - Самый северный в мире аэродром расположен в соседней с нами стране - Норвегии, он находится на Шпицбергене, 78 северной широты. - Самый южный аэропорт - это Ушуайя/Мальвинас в Аргентине, находящийся на 54 южной широты. - Самый западный аэропорт - на Аляске, это Адак, который находится на 176 западной долготы, а самый восточный - на одном из островов Фиджи (179 33 восточной долготы).

Зачем в аэропортах мира внедряются системы сканирования лиц пассажиров
© Российская Газета