Что делать, если турфирма вас кинула за рубежом

Три с половиной тысячи туристов, уехавших за границу по путевкам агентства «Натали турс», в четверг оказались бомжами в чужих странах: их начали выселять из гостиниц, поскольку агентство не заплатило за проживание. Совладелец турфирмы Владимир Воробьев не смог в четверг прокомментировать «Ридусу» ситуацию, сославшись на большую занятость. В среду Владимир и Наталия Воробьевы заявили о готовности продать фирму. Было также объявлено об аннулировании всех оплаченных туров вплоть до 30 сентября. При этом компания обещает выполнить свои обязательства по путевкам с 1 октября. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин советует тем путешественникам, которых владельцы отелей сейчас пытаются выселить из оплаченных номеров, не уступать ультиматумам и действовать по четкой схеме, которая уже не раз была отработана, когда банкротились дригие турфирмы. Первое: Понять, что требования к гостю внести повторную оплату совершенно незаконны. Спор между двумя юридическими лицами — турфирмой и владельцем отеля — не имеют никакого отношения к клиентам той и другой. И юридически, а по факту клиенты — третьи лица, не являющиеся участниками этих споров. Второе: Твердо запомнить, что владельцы отеля не имеют права выселить гостя до конца оговоренного при вселении срока, если тот не нарушает правил поведения в данной гостинице и имеет на руках ваучер на заселение. Все угрозы «вызвать полицию» — это шантаж в расчете, что гость испугается и доплатит требуемую — а по сути — вымогаемую) сумму. Полиция не станет вмешиваться в такой конфликт — поэтому, скорее всего, менеджмент отеля и не станет ее вызывать, ограничившись угрозами, на которые надо реагировать согласно п. 1. Третье: При возникновении конфликтной ситуации немедленно звонить в консульство РФ в этой стране и в Ростуризм (+7 499 678-12-03). Это их прямая обязанность — вступиться за соотечественников в конфликтных ситуациях. Обычно одного лишь звонка из дипломатического представительства бывает достаточно, чтобы вымогательства отельеров прекратились. Если звонка не достаточно, консульство пришлет своего представителя, который поставит на место особо упертых владельцев отеля, а также «разошьет проблемы» с полицией, если оная все же явится по вызову. Четвертое: Если персонал отеля предпринимает попытки физически выдворить вас из гостиницы, забаррикадироваться с вещами в своем номере и поднимать как можно больше шума (в физическом смысле — криками с балкона, и в переносном — публикациями в соцсетях, звонками в соответствующие ведомства, см. п.3). Владельцы никакого бизнеса, особенно гостинично-ресторанного, не любят, когда их заведения превращаются в поле боя. Чем громче и публичнее вы протестуете, тем быстрее утихомирится вторая сторона. Потому что она не хуже вас знает о том, что — см. п. 1. Очень похожая для туристов ситуация произошла, когда обанкротилась авиакомпания ВИМ-Авиа — тогда около 40 тысяч людей осталось за рубежом без возможности вернуться домой. Тем же туристам, которые «не выдержали прессинга» (нервы кому-то могут быть дороже принципа) и согласились повторно заплатить за проживание в гостинице, Юрий Барзыкин рекомендует сразу же по возвращении в Россию подавать на «Натали турс» в суд с требованиями возместить эти затраты — и, возможно, моральный вред. А также обращаться в страховую компанию с заявлением о выплате страховки в связи с неисполнением или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. При наличии у истца квитанции об оплате, ваучера, и прочих документов суд почти со 100-процентной вероятностью примет сторону истца. У «Натали турс» на счетах сегодня лежит 156 миллионов рублей, и этого хватит, чтобы компенсировать иски всех пострадавших клиентов, — считает Барзыкин.