Гастротуризм: россияне все чаще путешествуют, чтобы вкусно поесть 

Фото: ИД "Собеседник"

Россияне все больше путешествуют внутри страны, где не только смотрят и фотографируют, но и пробуют место на вкус.

Защититься от глобализации

В прошлые выходные семья Наумовых из Твери отправилась в город Осташков на фестиваль «Селигерский рыбник».

— В этом году решили с женой не брать отпуск и не ехать, как обычно, в Адлер, — говорит глава семейства Михаил. — Младшая дочь идет в первый класс, а сборы в школу — это большие расходы. Но сидеть летом дома не хочется, вот и поехали в Осташков на гастрономический фестиваль.

На месте Наумовы собирались купить свежей речной рыбы, попробовать селигерские рыбные пироги и научиться правильно готовить уху — на фестиваль пригласили известных шеф-поваров. Так что домой семья вернется не только с уловом, но и со знаниями, которые пригодятся за плитой.

Любителей «вкусных» поездок с каждым годом все больше. По данным аналитического агентства «Турстат», рынок гастротуризма в стране растет в два раза быстрее, чем остальной внутренний туризм. В 2016 году рост составил 20 процентов. Самые популярные путешествия, отмечают в «Турстате», — гастротуры выходного дня.

Откуда такой интерес к гастрономии на выезде?

— Всегда интересно, что ест и пьет твой сосед, — объясняет Леонид Гелибтерман, президент Международного эногастрономического центра. — В эпоху глобализации, когда мы едим продукты, не свойственные нашей местности, но продающиеся везде, у нас возникает потребность защититься от этой тенденции и найти что-то особенное, уникальное.

Еще недавно слово «гастротуризм» было знакомо только гурманам. Сейчас это явление заметили даже в Ростуризме — оно уже есть в официальных документах.

Съедобные бренды

Екатерина Шаповалова, автор проекта «Гастрономическая карта России» — он ведется как раз при поддержке Ростуризма и продвигает «вкусные» места в регионах, — говорит, что поездки с целью поесть и купить продуктов — это слишком скучно, «посмотреть» должно быть обязательным компонентом в любом туре. Наумовы тоже поехали в Осташков не только за рыбой и пирогами, но и чтобы сходить в Музей забытых вещей, зайти в Вознесенский собор и побродить по городу-острову. Но рыба, конечно, на первом месте.

Леонид Гелибтерман считает, что именно региональный узнаваемый продукт выступает главным драйвером развития гастрономического туризма. На Байкале — это местный омуль, в Туле — тульский пряник, в Вологде — вологодское масло…

Чтобы привлечь туристов, продукт должен быть характерен только для данной местности, но часто бывает так, что на один и тот же съедобный бренд претендуют разные населенные пункты. Например, славу огуречной столицы оспаривают Суздаль, ярославское село Вятское и подмосковные Луховицы. И хотя, если постараться, между суздальскими, вятскими и луховицкими огурцами можно найти разницу, огуречное «родство» туристическим местам не на пользу.

— Это лишь говорит о том, что гастрономический туризм у нас, в отличие от Франции и Италии, находится в начальной стадии развития, — объясняет Гелибтерман.

Съедобные бренды туристы не только покупают и едят на месте, но и берут с собой. Одни — потому что качественный продукт, другие — чтобы продлить приятные ощущения от поездки. Региональным продуктом в чистом виде туриста не накормишь, и его подают под разными «соусами». В суздальском кафе «Огурец», кроме привычных малосольных огурчиков, можно попробовать огуречный кофе и несколько видов огуречного варенья.

Малина заманила

Село Новоселки Рязанской области — даже близко не исторический Суздаль и не Вятское с его роскошными музеями. Население Новоселок — всего 400 человек, но в конце июля на единственной улице села — столпотворение, в котором можно было увидеть, например, Леонида Якубовича и телеведущую Октябрину Ганичкину.

Там проходил очередной фестиваль малины.

— Он вырос из праздника села, — рассказывает Елена Моторина, начальник отдела развития туризма администрации Рязанской области. — Местные жители всегда выращивали на своих участках малину и продавали ее, а в конце сезона праздновали сбор урожая.

Никто в Новоселках и не предполагал, что ради их малины в село могут одновременно приехать больше 6 тысяч туристов из Рязани, Москвы, Питера, Твери и пр., как было в этом году. Что все они там делали? Ели блюда из малины, приготовленные поварами, сами варили — к примеру варенье, слушали, как выращивать малину. И конечно, малину покупали. В Новоселках один малиновый день год кормит. В XIX веке отсюда переправляли малину по Оке в Москву для продажи, а теперь столица сама едет. Одной сельской улицы, по словам организаторов, уже мало для праздника, так что в селе думают над расширением.

Улитки под шампанское

Другой популярный формат гастротуризма — поездки на фермы. Чистая экологическая продукция нынче модная тема, а на фермах можно своими глазами посмотреть, как такой продукт изготавливается или выращивается, убедиться в его «чистоте» и, если понравится, приобрести. Фермер Сергей Балаев из Коломенского района 9 лет выращивает козлят, а год назад он стал еще и экскурсоводом на своей ферме.

— Экскурсии — это дополнительный заработок. А потом, мне интересно общаться с людьми, — говорит он.

На козью ферму туриста особо не заманишь — таких много, и Сергей начал выращивать еще и виноградных улиток. Завез несколько КАМАЗов гравия, чтобы по его участку туристы ходили без риска утонуть, и поставил новый забор. В общем, сделал ферму презентабельной: «Теперь не стыдно показать». Вышел на турагентства, и сейчас к нему приезжают на больших экскурсионных автобусах.

— Я не только рассказываю, как выращиваю улиток, но и показываю, как их разделывать и готовить, — говорит он.

Гости дегустируют улиток в масле под бокал шампанского и отправляются дальше, в Коломну, — гулять по кремлю и опять же есть коломенскую пастилу.

Найти изюминку в молоке

Конкурентов у Сергея много. И это не только фермеры, которые тоже показывают, рассказывают и готовят фирменные фермерские завтраки, но и большие промышленные предприятия. Поездки на производства — еще один востребованный туристический формат. Например, туроператор «Магазин путешествий», который активно работает на гастрономических турах, предлагает посетить молочный комбинат в Туле. Кажется, молоко — это банально, но и в нем, выясняется, можно найти изюминку.

— Там для приема туристов созданы условия, — рассказывает директор по развитию туркомпании Наталья Матвиенко. — Есть участки производства, куда туристов пускают, а те зоны, куда пройти нельзя, например где готовая продукция упаковывается, находятся за стеклом, и туристы могут наблюдать процесс.

После экскурсии можно продегустировать и купить йогурт и творог со вкусом тульского пряника. Сами пряники, конечно, тоже в программе тура.

— Мы видим, что этот сегмент туризма растет, — говорит Матвиенко. — Туристов становится больше, так же как и фермеров, и предприятий, которые готовы их принимать.

Президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман уверен, что у гастротуризма в России большое будущее. По его словам, наша национальная кухня очень разнообразна, но малознакома даже самим россиянам, и в этом ее потенциал. Но главное — есть люди не перестанут даже в условиях кризиса и высоких цен на продукты. Это первая потребность любого человека.

Читайте также
Видео
Больше видео