Авиакомпании уходят, а цены на билеты остаются прежними?

Авиакомпании уходят, а цены на билеты остаются прежними?
Фото: Комсомольская правда
«Трансаэро» на грани банкротства. Иностранные перевозчики один за другим отменяют рейсы в Россию (см. рубрику «Смотрите, кто ушел» ниже). Ничего личного, в смысле санкции ни при чем — просто спрос упал. А нет прибыли, нет и самолетов.
А с 25 октября еще и воздушное сообщение между Россией и Украиной полностью прекратится. Сначала Украина запретила нашим авиакомпаниям летать в свои аэропорты, а потом и Москва ввела ответные санкции. Воздушные санкции консутся не только тех, кто летал к родным и в командировки — Международные авиалинии Украины продавали дешевые билеты в Европу со стыковкой в Киеве.
На чем теперь летать будем? И, главное, почем? Эксперты удивили меня парадоксальным оптмизмом: да, на рынке вообще-то все плохо, но цены на авиабилеты не вырастут. Разве что в Таиланд и на Карибы летать будет не на чем. А в остальном, как пел Утесов, — все хорошо, прекрасная маркиза.
— В обычной ситуации бывает так: если на рынке или на конкретном маршруте становится меньше авиакомпаний, цены растут. Скажем, уход «Авиановы» и Sky Express в свое время поднял цены на 50%. И наоборот: как только в тот или иной город начинает летать единственный на сегодняшний день российский лоукостер «Победа», средняя цена падает на 20 — 40%, — приводит пример представитель поисковика Aviasales Янис Дзенис. — Однако сейчас картина другая. Соотношение международных и внутренних рейсов коренным образом поменялось (см. инфографику). И перевозчики не спешат задирать тарифы — пассажиропоток и без того падает. Наша статистика говорит о том, что уход с рынка «Трансаэро» и Air Berlin существенно не повлиял на стоимость билетов. Более того, если перевести рублевые цены в доллары, то билеты на Новый год даже дешевле, чем в прошлом году!
И вот еще интересное наблюдение, которым поделился Янис Дзенис: раньше жители Питера уезжали в Финляндию и оттуда летали европейскими авиакомпаниями. А теперь финны нередко приезжают в Санкт-Петербург, потому что билет из Северной столицы в Пекин, например, стоит на 15 тысяч рублей меньше, чем из Хельсинки!
— Ажиотажного спроса у туристов нет, соответственно, повышать цены на билеты нерезонно — наоборот, нужно стимулировать спрос! — согласна Надежда Эбель, директор по работе с туристическим продуктом портала Profi.Travel.
Впрочем, у аналитиков портала Tutu.ru прогноз другой: авиабилеты, особенно за границу, будут дорожать. Если ситуация не изменится, то все больше путешественников предпочтут в Сочи и Крым.
— Билеты на массовые курорты могут подорожать на 5 — 10 процентов, а на таких маршрутах, как Таиланд, Гоа, Куба, Мексика, — на 20 процентов и даже больше, — считает и генеральный директор онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com Владислав Шевцов.
— Особенно остро это может ощущаться на маршрутах, где не осталось альтернатив. Так случилось на популярном маршруте Москва — Нью-Йорк, где сейчас без пересадок летает фактически только «Аэрофлот», — приводит еще один пример Ирина Рябовол, представитель туристического поисковика Momondo в России.
КСТАТИ
У «Трансаэро» билеты были дешевле, чем у конкурентов, на рейсах из Москвы в Санкт-Петербург, Минеральные Воды, Ереван, Тбилиси, Алматы, Ригу, Тель-Авив, Прагу, Стамбул, Лондон. Соответствено, на этих маршрутах роста цен можно ждать в первую очередь.
А вот перелеты из столицы в Симферополь, Сочи, Барселону, Ларнаку, Париж и Милан у «Трансаэро» стоили заметно больше, чем у других авиакомпании.
По данным портала Tutu.ru
НЕТ ЛИ ЛИШНЕГО БИЛЕТИКА В ТАИЛАНД
— Для путешественников, которые летают по России, в Европу, СНГ, в Египет, Израиль, Эмираты уход с рынка «Трансаэро» в смысле цен не критичен. У авиакомпаний сейчас много свободных самолетов, замену найдут быстро, — добавляет Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн трэвел-агентства Biletix. — С дальними маршрутами (Юго-Восточная Азия, Америка, Карибы) все сложнее. У других перевозчиков просто нет воздушных судов, способных выполнять такие рейсы. И тут уже вопрос не о цене или о спросе — а о том, смогут ли в принципе туристы улететь на Новый год в экзотические страны!
Впрочем, желающих раскошелиться на отпуск на Кубе, в Доминикане или Мексике сейчас не так уж много. Регулярных рейсов «Аэрофлота», чартеров и стыковочных рейсов через Европу должно хватить. Другое дело Таиланд.
— Половина всех туров из Москвы в Таиланд была запланирована на рейсах «Трансаэро» И сейчас туроператоры ищут замену. Но дальнемагистральных лайнеров не так уж много, они в основном были как раз в парке «Трансаэро». К тому же «Тайские авиалинии» закрыли рейс Бангкок — Москва. А курорты Таиланда в зимнем сезоне очень популярны, и дефицит мест в самолетах вполне возможен, — не радует Надежда Эбель тех, кто мечтает погреться на пляжах Паттайи и Пхукета. А если уж о дефиците билетов заговорили, то о дешевых горящих путевках можно забыть.
КТО БЫ К НАМ ПРИВЕЗ ТУРИСТОВ?
А горнолыжники, любители по альпийским трассам прокатиться? Только «Трансаэро» летала в Лион, ближайший к французским зимним курортам аэропорт!
— Это был один из немногих вариантов самостоятельно и без пересадок добраться во французские Альпы, — рассказывает Максим Приставко, заместитель гендиректора компании «Джет Тревел». — Сейчас туристы этого маршрута лишились, из альтернатив — только рейсы «Аэрофлота» и SWISS в Женеву. Но там и цены выше. Так что самостоятельным туристам в этом сезоне станет выгоднее купить пакетный тур.
В Лионе уже встревожились не на шутку: как же так, останемся без прямого рейса в Россию! На днях в столице побывла внушительная делегация во главе с вице-президентом метрополии Лиона Алэном Гальяно.
— Линия Москва — Лион жизнеспособна, и мы пытаемся убедить в этом «Аэрофлот», — рассказал Лионель Флассэр, директор компании OnlyLyon. — Просто у «Трансаэро» рейсы были неправильные — не каждый день и только зимой. И почти все пассажиры прямо из аэропорта ехали в Куршевель или Межев, а в Лион не заглядывали. Это все равно что прилететь в «Домодедово» и не увидеть Москву. Сейчас мы хотим договориться о ежедневных круглогодичных рейсах, которые будут интересны и туристам, и бизнесменам.
Готовят мисиию в Москву и на Кипре: две трети всех чартетов Ларнаку и Пафос курорты выполняла «Трансаэро»! Ни одна авиакомпания мира (!) не привозила на средиземноморский остров столько отпускников, почти полмиллиона человек в год, напоминают в Ассоциации туроператоров России. Так что киприоты теперь ломают голову — или успеют найти замену, или без туристов останутся.
В КИЕВ ЛУЧШЕ ПОЕЗДОМ
Новости о воздушных санкциях заставили пересеть на поезд тех, кому нужно добираться из Москвы в Киев, Одессу, Львов — или в обратном напрвлении. В октябре продано вдвое больше железнодорожных билетов между Москвой и Киевом, отмечают эксперты портала Tutu.ru.
А если все же самолетом? Придется летать рейсами иностранных авиакомпаний с пересадками — «Белавиа» через Минск, Air Baltic через Ригу, LOT через Варшаву или даже «Турецкими авиалиниями» через Стамбул.
Понятно, что это дольше, а в большинстве случаев и дороже. Но выбора-то нет — за последние три дня продажи таких билетов выросли на 25 процентов.
СМОТРИТЕ, КТО УШЕЛ
Air Berlin, немецкая авиакомпания, прекращает летать в Россию: последний рейс из Москвы в Берлин состоится 18 января, после новогодних каникул. Полеты в Дюссельдорф закроют уже в ноябре. А рейс в Мюнхен «Эйр Берлин» отменил еще летом.
Estonian Air с 25 октября закрывает маршрут Таллин — Москва.
Lufthansa перестала летать в Самару и Нижний Новгород, оставила в расписании только рейсы в Москву и Санкт-Петербург.
Alitalia закрыла линию Рим — Санкт-Петербург. Северная столица остальась также без рейсов Norwegian в Осло и El Al в Тель-Авив.
Aigle Azur, французский перевозчик, отказался от рейсов Париж — Москва, а австрийская Niki больше не летает к нам из Вены.
EasyJet, британский лоукостер, отказывается от полетов из Лондона в Москву с марта 2016-го.
Delta, американская компания не будет летать из России в Нью-Йорк (хотя рейсы обещают возобновить в мае 2016-го).
«Тайские авиалинии» и гонконгский перевозчик Cathay Pacific еще весной закрыли полеты из Москвы.
На части маршрутов «иностранцев» заменят наши авиакомпании: скажем, «Аэрофлот» планирует чаще летать в Берлин и Дюссельдорф.
Ситауцию анализирует Ирина Рябовол, представитель Momondo:
— Если оглянуться назад, то станет очевидно, что первыми рынок начали покидать компании, обслуживающие дальнемагистральные направления с дорогими билетами — например, в Азию. Однако уменьшение конкуренции не привело к резкому увеличении цен. Российские компании, которые столкнулись с сокращением спроса, искусственно удерживали цены на практически докризисном уровне. «Трансаэро» предлагала низкие тарифы на перелеты из российских городов в Юго-Восточную Азию с пересадкой в Москве. Очевидно, что с уходом «Трансаэро» возникнет вакуум бюджетных предложений в Азию. Однако в борьбу за пассажира могут вступить оставшиеся на рынке иностранные игроки: Вьетнамские авиалинии, Gulf Air (Бахрейн), Qatar Airways, Turkish Airlines, China Southern Airlines и прочие.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Рейсов по России стало больше
— Российские перевозчики расширяют маршрутную сеть внутри страны и в ближнем зарубежье, — напоминает Ирина Рябовол. — Так, «Аэрофлот» недавно открыл рейсы в Архангельск, Воронеж, Мурманск и Самарканд. S7 начали летать из Москвы в Салехард. «Победа» запускает рейсы в Калининград, Новосибирск, Санкт-Петербург, Киров.
КТО ПОДЕЛИТ МАРШРУТЫ «ТРАНСАЭРО»
Авиакомпании уже начали делить наследство «Трансаэро». Летала она (точнее, пока еще продолжает летать) в полторы сотни городов России, Европы, Азии и Африки, среди них — множество популярных курортов.
Три российских перевозчика готовы возить пассажиров по тем же маршрутам. Во всяком случае, по тем, что считают выгодными. И уже подали заявки в межведомственную комиссию при Минтрансе с просьбой разрешить полеты.
"Аэрофлот" претендует примерно на треть воздушного «пирога», оставшегося от «Трансаэро», — 57 маршрутов.
S7 подала заявку на полеты в 24 зарубежных города. Среди них — Париж и Барселона, Рим и Лондон, Милан и Прага, Алма-Ата и Астана.
"Уральские авиалинии" сейчас имеют все шансы стать более заметным игроком на авиационном рынке. Они подали заявку на 12 рейсов в Европу и страны СНГ из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Не факт, что все получат разрешение на желанные рейсы. Но сама конкуренция между перевозчиками уже радует — есть надежда, что цены на билеты все же будут разумными.
Быть в курсе главных новостей вы можете, подписавшись на канал Рамблер/новостей в Telegram
Комментарии закрыты