Войти в почту

Звезда третьей величины

Nitto ATP Finals, итоговый турнир Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP) с призовым фондом $8 млн, завершился победой 26-летнего болгарина Григора Димитрова, обыгравшего в финале в трех сетах бельгийца Давида Гоффена. Новоиспеченный чемпион завоевал свой самый престижный титул, получил наиболее солидный свой денежный приз — $2,5 млн, а также впервые стал третьей ракеткой мира. За историческим для Григора Димитрова и всего болгарского тенниса успехом с трибуны лондонской O2 Arena наблюдал корреспондент “Ъ” Евгений Федяков.

Итоговый турнир ATP в Лондоне выиграл Григор Димитров
© Reuters

Сезон ATP World Tour 2017, который в первую очередь был отмечен очередной главой великого соперничества за мировое лидерство между Рафаэлем Надалем и Роджером Федерером, завершился самым неожиданным за всю историю итоговых турниров финалом с точки зрения состава его участников. Ведь до этого года в активе Григора Димитрова и Давида Гоффена на Nitto ATP Finals в общей сложности был всего лишь один матч на двоих, сыгранный бельгийцем 12 месяцев назад, когда он был всего лишь запасным.

Битва болгарина и бельгийца, безусловно, удалась. Матч, продолжавшийся 2 часа 30 минут, закончился со счетом 7:5, 4:6, 6:3 и оказался вторым по продолжительности финалом итоговых турниров с тех пор, как в 2008 году их решающие матчи перевели на трехсетовый формат. Это был настоящий поединок равных по классу соперников, в котором Давид Гоффен выглядел в целом более агрессивным и чаще рисковал, но решающих дивидендов из собственной активности извлечь не сумел. По мнению Григора Димитрова, который продемонстрировал свой коронный теннис, основанный на быстром передвижении по всему корту, все решил шестой гейм третьей партии. Именно в нем болгарину удалось в четвертый, и последний, раз за этот вечер взять подачу бельгийца, который подсел и физически, и — не без помощи голосистых болгарских болельщиков — психологически. Гоффену же не хватило для победы не так уж много. У него, кстати, хорошо шел плотный атакующий удар справа, вот только первая подача, отличавшаяся стабильностью в победных для бельгийца матчах против Рафаэля Надаля и Роджера Федерера, подвела. Показатель ее попадания — всего 50%, а в первом сете вообще лишь 42% — конечно, достаточно низок.

Что касается Димитрова, то он добился своего успеха, что называется, по делу. На последнем в сезоне турнире Большого шлема — US Open — он выглядел не слишком убедительно и уже во втором круге в трех сетах проиграл Андрею Рублеву. Но к итоговому турниру болгарин подошел в прекрасной форме, которую демонстрировал начиная с первого же матча против Доминика Тима. На редкость легкие победы над тем же Давидом Гоффеном (6:0, 6:2) и Пабло Карреньо Бустой (6:1, 6:1) в двух других встречах группового этапа, конечно, в значительной степени следствие обстоятельств. Ведь бельгиец тогда не успел еще восстановиться после тяжелейшего матча с Надалем, а испанец, будучи запасным, в заключительном туре уже не имел никаких шансов занять в группе место выше четвертого. Но, как бы то ни было, болгарин первым в истории в рамках одного итогового турнира умудрился выиграть сразу два матча продолжительностью не более 14 геймов каждый. И такая статистика не может не заслуживать уважения, лишний раз подтверждая закономерность его конечного триумфа.

Другое дело, что лондонский успех не может в одночасье превратить Григора Димитрова, обладателя всего лишь восьми титулов ATP World Tour, в величину, равную Роджеру Федереру, Рафаэлю Надалю, Новаку Джоковичу или Энди Маррею. Более того, по совокупности достижений болгарин уступает еще и Станисласу Вавринке с его тремя титулами, завоеванными на чемпионатах Большого шлема. В истории ATP Finals, кстати, были примерно такие же неожиданные победители, которые, являясь классными мастерами, так и не смогли войти в самый высший звездный эшелон и покорить хотя бы один мейджор. Это, например, двукратный финалист Roland Garros испанец Алекс Корретха, выигравший в 1998 году в Ганновере итоговый турнир в ранге дебютанта — так же, как сейчас Димитров. А еще Николай Давыденко, чью победу в 2009 году невозможно не выделить особо, поскольку россиянин, подобно Гоффену, обыграл в течение одной недели Федерера и Надаля, занимавших тогда в рейтинге первое и второе места.

Показательно, что на пресс-конференции Григор Димитров ушел от прямого ответа на вопрос, чего ждать от него в следующем сезоне и можно ли его отнести к представителям новой волны, которая идет на смену «большой четверке». Отметив, что начало 2018 года будет очень интересным, он отказался конкретизировать свой прогноз, считая правильным «оставаться на земле и работать еще больше, чем раньше, поскольку третье место в рейтинге ко многому обязывает».

Разумеется, говорить о полноценной смене поколений в мировой элите пока рановато, и Григор Димитров своей лондонской победой лишь намекнул на то, что многое может поменяться. Ведь, во-первых, ни 36-летний Роджер Федерер, ни тем более 31-летний Рафаэль Надаль на пенсию пока не собираются. А во-вторых, в январе планируют возобновить выступления выбывшие из первой десятки по причине травм Новак Джокович и Энди Маррей, которые, кстати, всего на один год младше Надаля.