Уникальная ледниковая станция в Кыргызстане нуждается в защите

Научная станция "Адыгене" уникальна в своем роде не только для Кыргызстана, но и для всей Центральной Азии. Аналоги ей есть только в европейских Альпах. Станция находится на высоте 3600 метров над уровнем моря близ одноименного ледника и чрезвычайно важна для проведения научных исследований, в том числе наблюдения за состоянием прорывоопасных горных озер и ледников, метеорологии и биологического разнообразия.

Уникальная ледниковая станция в Кыргызстане нуждается в защите
© Российская Газета

Именно эта станция оказалась на грани уничтожения и исчезновения. Об этом корреспонденту "РГ" рассказала научный сотрудник Института водных проблем и гидроэнергетики Национальной академии наук Кыргызской Республики Гулбара Оморова.

Гулбара Оморова: Мы, гидрологи, проводим мониторинг ледника Адыгене и ледниковых озер, а также процесса формирования реки Адыгене - одного из ключевых горных притоков реки Ала-Арча. Эта система играет важную роль не только в обеспечении поливной водой, но и в формировании ресурсов питьевой воды для Бишкека и новостроек.

На территории нашей страны функционируют всего две научные станции, которые занимаются исследованием ледников и высокогорных озер. Одна из них - наша, построенная при поддержке чешского правительства. К сожалению, несмотря на ее важность для науки и практической деятельности, государственной поддержки мы не получаем - ни оборудования, ни технического обслуживания. Все расходы ложатся на наши, гляциологов, плечи. Даже самые простые вещи вроде батареек или инструментов мы покупаем сами. Да и мониторинг ледника Адыгене проводим исключительно на собственные средства, потому что понимаем его значение для водной безопасности и изменения климата.

- Гулбара, на своем аккаунте в социальных сетях вы рассказали, что станцию ограбили. Что это за жуткая история?

Гулбара Оморова: Это не просто грабеж, а самый настоящий вандализм. Более того, таких случаев с каждым разом все больше. Люди, называющие себя туристами, взламывают замки, разрушают двери, воруют наши вещи - куртки, спальные мешки, оборудование, логгеры (устройства, которые автоматизированно регистрируют и хранят данные о различных параметрах окружающей среды, таких, как температура, влажность, давление. - Прим. ред.), инструменты. В этом году в мае разбили окно и унесли мои личные теплые вещи и дождевики. Взяли даже старые спальники. Про мусор, оставляемый повсюду, даже не хочется говорить.

Каждый раз мы молча восстанавливаем все своими силами и опять-таки за свой счет. К сожа лению, в бюджете Национальной академии наук республики, которая нас курирует, расходы на станцию "Адыгене" не предусмотрены. То есть даже нет возможности закупить двери с замками и камеры. Но в этот раз свидетелями кошмара стали не только мы, но и ученые из Японии. С нашего разрешения они взяли ключи и поднялись на станцию, чтобы провести исследования. А после показали нам видео и фото, прояснив, что ключи им не понадобились. Все было выдрано с корнем, двери открыты, окна разбиты... И, честно говоря, от такого отношения к нам, нашей работе, к станции у нашего небольшого коллектива просто опускаются руки. Мы больше не в силах делать все это в одиночку на свои деньги.

Собственно говоря, на "Адыгене" сейчас работают всего два человека. Это Сергей Ерохин, руководитель лаборатории, ученый-гидрогеолог, который на протяжении многих лет обеспечивает ее деятельность полностью за свой счет. Он вложил в это дело свои душу, силы и средства, но сейчас находится в состоянии полного эмоционального выгорания.

Второй "инвестор" - я, мама-одиночка, которая, несмотря на все личные и финансовые трудности, внесла свой вклад в развитие науки также исключительно на собственные средства.

Рассказываю это не для того, чтобы нас пожалели. Хочется, чтобы общество понимало: когда единственная действующая гляциологическая станция на Северном Тянь-Шяне будет окончательно разрушена и заброшена, это станет серьезной угрозой и настоящей проблемой не только для научной среды, но и для жителей всей республики, в том числе ее столицы. Потому что тогда уже никто не сможет замерить данные, которые могут предупредить об угрозе прорыва озер, вода из которых хлынет на населенные пункты.

- Расскажите, пожалуйста, какая у нас сейчас в целом ситуация с ледниками.

Гулбара Оморова: В Кыргызстане примерно 8147 ледников, но цифра эта неточная. Доскональной информации ни у кого нет. Исследуемых ледников всего 9-10 по всей стране. А Адыгене - один из таких ледников, где мы и проводим мониторинг.

Кстати, одна из причин, почему так плохо исследована тема ледников, несмотря на ее актуальность, - нехватка кадров. А ведь станция - прекрасная площадка для студентов и практиков. Она нужна в том числе и для написания научных работ. К счастью, молодежь это понимает и все чаще обращается к нам.

Возвращаюсь к теме: на территории республики насчитывается 330 прорывоопасных озер. 22 отнесены к первой категории, то есть они самые опасные, 44 - ко второй, 264 - к третьей.

Не открою секрет, если скажу, что вероятность прорыва высокогорных озер вокруг Бишкека существовала всегда. Собственно говоря, именно поэтому и была в 2008 году построена станция "Адыгене". Она создавалась для изучения горных озер с целью выработки эффективных мер защиты от катастрофических последствий прорывов. Информацию о них нужно обновлять и учитывать, что при потеплении и росте количества осадков ледники могут деградировать быстрее. В прошлом году мы зафиксировали повышение температуры в ледниковых озерах с 0,2 до 0,6 градуса. Это достаточно серьезный скачок.

А значит, и ванны наших прорывоопасных озер будут быстрее наполняться, повышая риск прорывов или сходов селевых потоков.

Чтобы делать прогнозы и обезопасить гражданское население, мы и должны проводить наши исследования - в безопасности и обеспеченные техникой. Опять же, изыскания эти должны быть непрерывными, необходимо использовать хорошие методологии, точные данные. А, к примеру, из-за того, что у нас украли логгеры и другую аппаратуру, мы теперь этой возможности лишены.

Вместе с тем

Частые гости на "Адыгене" - молодые ученые факультета гидрогеологии Московского государственного университета. Каждый год они приезжают в Кыргызстан вместе со всем необходимым оборудованием и совместно с местными коллегами проводят изотопные исследования. Последние дают возможность узнать, как формировались озера, их возраст. Такой метод позволяет глубже изучить проблему и эффективнее предупреждать возможные природные катаклизмы.

Пока верстался номер

Неравнодушные граждане Кыргызстана, понимающие важность работы станции "Адыгене", объявили сбор средств и передали лаборатории сумму, необходимую для приобретения оборудования и оснащения. На собранные деньги сотрудники уже заказали новый логгер, приобрели необходимое снаряжение для полевых работ. Часть средств пойдет на восстановление электрической проводки, двери, замков и окон, а также закупку инструментов для ремонта станции.