В России предложили ограничить рекламу внесудебного банкротства

Госдума собирает отзывы на законопроект, направленный на снижение привлекательности процедуры внесудебного банкротства граждан. Предлагается обязать юристов в рекламе своих услуг предупреждать граждан о последствиях процедуры банкротства. Например о том, что будет продано практически все имущество должника, кроме самого необходимого, невозможно будет какое-то время получить кредит и есть риск, что многие сделки должника будут оспорены.

В России предложили ограничить рекламу внесудебного банкротства
© Российская Газета

С инициативой выступили двое сенаторов. Помимо прочего, предлагается установить запрет на указание в рекламе обещаний прекратить финансовые обязательства гражданина, что позволит исключить в рекламе формулировки о "списании долгов", "избавлении от долгов", "очищении кредитной истории", "освобождении от долгов" и другие схожие по смыслу.

По данным инициаторов проекта, ежегодно россияне отдают за помощь в процедуре проведения банкротства около 50 миллиардов рублей. Стоимость таких услуг сейчас начинается от 15 тысяч рублей, но может достигать и 300 тысяч рублей, говорится в пояснительной записке.

"Законопроект предполагает запрет рекламы внесудебного банкротства без указания стоимости, гарантий обязательств гражданина и последствий введения процедуры внесудебного банкротства на правовой статус гражданина", - говорит ведущий юрист Бюро адвокатов "Де-юре" Дарья Иванова. При этом, по ее словам, процедура внесудебного банкротства не пользуется такой же большой популярностью по сравнению с классической процедурой банкротства в силу ряда ограничений для ее применения - оконченные исполнительные производства или подпадание гражданина под определенные социальные категории и т.д.

"Вместе с тем, предложение представляется не более, чем последовательным введением ограничений рекламы услуг по сопровождению классической процедуры банкротства гражданина, что представляется крайне логичным. Ограничение рекламы классического банкротства граждан влечет за собой ограничение рекламы внебанкротных процедур для граждан, - говорит она. - В целом юристы не могут и не должны подталкивать граждан или кого бы то ни было к банкротству, поскольку предполагается не списание долгов из-за нежелания исполнять обязательства перед кредиторами, а способ расчетов с ними за счет активов должника".

По смыслу Закона о банкротстве процедура банкротства (любая) выступает экстраординарным способом максимально возможного погашения требований кредиторов за счет имущества должника с целью его финансовой реабилитации с возможностью освобождения от исполнения обязательств, продолжает юрист.

"Экстраординарность в данном случае предполагает невозможность погашения требований кредиторов иным образом, отличным от аккумулирования имущества и передачи его под контролем суда в распоряжение финансового управляющего, или же при проверке документации о финансовом состоянии должника со стороны МФЦ, - говорит Дарья Иванова. - То есть, процедура банкротства гражданина не более, чем способ разрешить конфликт интересов между кредиторами и должником, возникший вследствие неоплатности долгов последнего. Это значит, что лицо, которое в силу каких-либо объективных причин не имеет возможности рассчитаться с кредиторами, вправе воспользоваться механизмами, предусмотренными Законом о банкротстве. Вместо этого, к огромному сожалению, реализация права на инициирование процедуры банкротства стала не способом разрешения конфликта интересов и восстановления баланса прав и законных интересов кредиторов и должника, а способом освобождения обязательств, что влечет за собой огромные финансовые потери кредиторов".

При этом сопровождение процедуры банкротства гражданина не является бесплатным, в связи с чем возникает парадокс: происходит оплата услуг юристов со стороны гражданина, поверившего в возможность безболезненного освобождения от долгов, но не погашение требований кредиторов, что, как минимум, неразумно, говорит эксперт.

"Именно по этим причинам юристы не могут и не должны рекомендовать и, тем более, рекламировать предоставление услуг по сопровождению процедуры банкротства, в том числе внесудебного банкротства, "под ключ", то есть, с момента ее инициирования до "списания долгов" - фактически происходит реклама собственного заработка в противовес интересам кредиторов, а также в отсутствие даже самой возможности предоставления гарантий гражданам на достижение реального результата без действительной необходимости использования экстраординарного механизма процедуры внесудебного банкротства, а также без предупреждения таких граждан о последствиях", - считает Дарья Иванова.