Чудеса на виражах: виртуальные авиагонки выходят на новый уровень

Соревнования впервые были включены в Единый календарный план физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий города Москвы. До финала участники соревнований в период с 22 июля по 16 августа прошли этапы тренировок и квалификаций на специально для этого предоставленных организаторами серверах. О том, какую пользу принесут городу виртуальные авиагонки, редакции RuNews24.ru рассказали эксперты.

Чудеса на виражах: виртуальные авиагонки выходят на новый уровень
© runews24.ru

По словам заведующей кафедрой киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия», ведущего российского исследователя цифровых и интеллектуальных видов спорта Елены Скаржинской, подобные мероприятия полезны уже тем, что повышают интерес общества, прежде всего молодежи, к цифровым видам спорта, воздухоплаванию и беспилотным авиационным системам. Что, в свою очередь, должно помочь реализации нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», запущенного в России в январе этого года.

«Реализация национального проекта «Беспилотные авиационные системы» существенно повысит уровень образовательных программ и поможет подготовить большое количество квалифицированных кадров. Благодаря нацпроекту и таким соревнованиями в стране появятся как операторы дронов, так и программисты, а также инженеры и другие специалисты. Однако сейчас, на мой взгляд, не менее важно изучать цифровые двойники инфраструктуры для БАС и образовательные метавселенные с технологиями искусственного интеллекта», — отметила ученая.

Кроме того, привлечение интереса к виртуальным авиасимуляторам важно еще и с точки зрения укрепления обороноспособности страны. Поскольку киберспортсмены в два раза быстрее осваивают управление дронами, особенно FPV-дронами, которые имеют двойное назначение: спортивные гонки дронов и при решении боевых задач в армии и силовых структурах, считает заведующий кафедрой Теории и методики компьютерного спорта, шахмат и цифровых технологий РУС «ГЦОЛИФК», кандидат педагогических наук Михаил Новоселов.

«Опыт реализации разработанной нами в РУС ГЦОЛИФК образовательной программы подготовки военнослужащих операторов беспилотных воздушных судов показал, что важны когнитивные способности и мелкая моторика», — рассказал он в беседе с корреспондентом RuNews24.ru.

В этом году исполняется 50 лет легендарному советскому спортивно-тренировочному самолету Як-52. Он стал единственным в мире учебно-тренировочным спортивно-пилотажным самолетом, на котором летчика можно обучить до уровня мастера спорта по высшему пилотажу буквально «с нуля». Не случайно партнером «ВиРАЖ» стала авиастроительная компания «Яковлев», рассказал виртуальный пилот с большим стажем, директор Межконтинентальной киберспортивной лиги, экс-президент федераций компьютерного спорта России и Москвы, ведущий российский эксперт в области компьютерного спорта Александр Горбаченко.

По его словам, поддержка со стороны производителей авиационной техники и профильных спортивных федераций стимулируют рост соревновательной активности в области авиационных симуляторов и интерес к ним со стороны любителей авиации. Виртуальная авиация имеет достаточно широкий охват аудитории по всему миру, в авиасимуляторы, разработанные в России, играет весь мир, и российские виртуальные пилоты по праву считаются лучшими в мире.

«Это важно не только с точки зрения конкретных соревнований. Поскольку авиация в нашей стране всегда была предметом национальной гордости. Массовое увлечение воздухоплаванием в 20-30-е годы прошлого века не только подарило нашей стране плеяду выдающихся авиаконструкторов, именами которых названы многие научные центры и конструкторские бюро, но и помогло одержать победу в Великой Отечественной войне. Ведь именно грезившие небом мальчишки 1920-30-х годов, мечтавшие стать «сталинскими соколами», в 1940-е стали летчиками-асами, защищавшими советское небо от немецко-фашистских захватчиков», — уверен Александр Горбаченко.

Во многом благодаря тому, что авиация была всегда предметом особой гордости в России, именно здесь были разработаны все лучшие мировые боевые авиасимуляторы — от самолетов Первой мировой до современной авиации. Их отличает высочайший уровень детализации физики полета, работы авионики и вооружения. Это фактически готовые тренажеры для пилотов отдельных типов самолетов вроде Як-52, добавляет эксперт.

«Авиасимуляторы дают игрокам расширенное представление о том, как устроена авиация, но они не являются основным инструментом обучения пилотов или операторов БПЛА. Скорее выступают как факультатив с уклоном в развлечение. Поэтому акцент стоит делать не на подготовку «водителей дронов», а на общую возможность использования симуляторов в технологическом и патриотическом воспитании, причем не только молодежи», — считает руководитель киберспортивного направления Московского центра воспитательных практик, старший преподаватель кафедры компьютерного спорта Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» и кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия» Максим Залилов.

В соревнованиях использовалась цифровая модель самолета Як-52, а это, на секундочку, целая легенда в авиации, можно сказать, что именно этот самолет дал (и до сих пор дает) дорогу в небо огромному количеству пилотов как в нашей стране, так и во многих других. Кстати, 8-го августа Як-52 исполняется 50 лет. Развить это направление можно с прицелом на то, что люди, увлекшись симуляторами, вполне себе могут со временем дойти и до реальных полетов.

По оценке директора центра спортивного программирования, алгоритмической робототехники, кибербезопасности и киберспорта Уфимского университета науки и технологий Святослава Пегова, «с развитием информационных технологий все больше технических видов спорта находят себя в электронной симуляции».

«Поэтому отрадно видеть, что такие электронные виды спорта официально признаются и поддерживаются. Развитие жанра виртуальных тренажеров позволит расширить аудиторию технических видов спорта и увеличит качество кадров при снижении стоимости их подготовки. С внедрением технологий электродвижения нас ждет новая эпоха освоения неба, все больше индустрий смогут позволить себе применение авиационных средств. И увеличившийся запрос на квалифицированные кадры в области беспилотных систем сможет удовлетворить развитая система спортивных электронных симуляторов», — заявил он.