В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Мы не стоим на месте, и эта тенденция будет наращиваться»

В августе 2022 года на базе Центра автомобильно-дорожного инжиниринга МАДИ (национальный проект «Наука и университеты») в рамках Десятилетия науки и технологий был открыт Центр научных исследований искусственных сооружений «Мосты». Мы поговорили с руководителем центра Игорем Суховым о том, какую роль классическая наука играет в мостостроении, о проектах, над которыми работают сотрудники ЦНИИС «Мосты» МАДИ, а также о главных тенденциях современной науки.— Центр научных исследований искусственных сооружений «Мосты» МАДИ был открыт совсем недавно — в конце августа 2022 года. Расскажите, как давно появилась идея создания такого центра, кто был инициатором?— На самом деле идея появилась совсем незадолго до реализации — примерно в начале августа. До этого большая часть нашей команды работала в Центральном научно-исследовательском институте транспортного строительства, в котором я возглавлял Научно-исследовательский центр «Мосты». В силу определенных обстоятельств мы решили отделиться от института и в результате перешли в Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), в котором на базе Центра автомобильно-дорожного инжиниринга организовали ЦНИИС «Мосты» МАДИ. Также к нам присоединились сотрудники местной кафедры «Мосты, тоннели и строительные конструкции».— В качестве площадки для создания центра вы выбрали МАДИ потому, что там уже была кафедра мостов и соответствующие вашему профилю специалисты?— У меня там изначально было много знакомых. Когда я работал в Центральном научно-исследовательском институте транспортного строительства, к нам приходили на практику студенты и выпускники МАДИ, поэтому связь были налажена. Кроме того, МАДИ — государственное учреждение, в котором есть и хорошая научная база, и оборудование, и люди, которые мыслят с нами в одном направлении. В результате мы получили одобрение от проректора и организовали такой центр.— То есть весь процесс создания был очень быстрым — буквально в течение одного месяца?— Да, мы очень быстро организовались. Идея, конечно, возникла чуть раньше: условно, мы готовили некую почву для перехода. Но сам переход произошел довольно спонтанно, и в течение всего двух недель мы уже начали работу в новом центре.— Чем занимаются специалисты ЦНИИС «Мосты» МАДИ? Какие у вас основные направления работы?— Основная наша задача — выполнять те научные исследования, в которых есть потребность в мостостроении. В основном мы работаем с крупными производителями металлопроката, арматурного проката, такими как «Северсталь», , Объединенная металлургическая компания (ОМК), «Уральская сталь». Также мы занимаемся разработкой и редакцией нормативных документов, устанавливающих нормы возведения мостов и требования к материалам для их строительства. Перед тем как вносить какие-либо изменения в документы, нужно провести ряд исследований, которые мы непосредственно осуществляем. Мы разрабатываем программы испытаний, например для нового типа металлопроката. Затем эти программы утверждаются на уровне , после чего мы проводим все необходимые эксперименты и даем заключение, можно ли использовать данный материал в мостостроении, или нет. Если видим у производителя какие-то отклонения от требуемых норм, мы говорим ему об этом. Производитель может доработать материал, поставить на испытание новую партию, которая проверяется еще раз.Кроме того, у нас есть другое направление — диагностика и мониторинг мостовых сооружений. Например, к нам обращаются заказчики, которые хотят провести реконструкцию моста или испытать вновь возведенное сооружение. Наши бригады с помощью специализированного оборудования на месте проводят плановые обследования и испытания таких конструкций. В данный момент мы находимся в и проверяем несколько новых сооружений на трассе «Таврида» перед вводом в эксплуатацию. Также к нам часто обращаются строительные организации, которые в силу различных причин в процессе строительства сталкиваются с дефектами в конструкциях. В этом случае мы оцениваем степень дефекта и степень риска, после чего даем рекомендации по ремонту или устранению дефекта, чтобы можно было продолжить строительство.— Расскажите подробнее об испытаниях: каким оборудованием и инструментами вы пользуетесь, проводя диагностику сооружений?— В первую очередь при диагностике мы испытываем пролетное соединение моста и определяем фактическую несущую способность, то есть оцениваем, насколько оно прогибается под нагрузкой и как при этом деформируется материал. И в бетоне, и в металле при эксплуатации неизбежно возникают деформации, и мы определяем, соответствуют ли они нормативам и расчетным предпосылкам. У нас есть специальные датчики, которые позволяют определить напряжения внутри конструкции и степень деформации. Также мы используем прогибомеры, электронные лазерные тахеометры — геодезическое оборудование, которое позволяет с минимальными погрешностями выявлять прогибы пролетных строений искусственных сооружений. Еще у нас есть ультразвуковые приборы для определения прочности бетона и защитного слоя арматуры.— Сколько в среднем объектов вы проверяете и испытываете за год?— У нас бывает порядка ста договоров в год, при этом в одном договоре может быть несколько сооружений. Сейчас в Крыму, согласно договору, мы испытываем восемь путепроводов. То есть счет идет на сотни сооружений в год.— Насколько я поняла, вы сотрудничаете с частными компаниями, а также выполняете госзаказы. С какими организациями у вас наиболее давнее и продуктивное сотрудничество?— Одни из крупнейших компаний, с которыми мы сотрудничаем, — это производители металлопроката. Как я уже упоминал, это «Северсталь», ЕВРАЗ, Объединенная металлургическая компания (ОМК), «Уральская сталь». Например, с ЕВРАЗом мы провели целую серию НИОКРов (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — прим. ред.) по внедрению в мостостроение нового вида арматуры класса А500. С «Северсталью» мы на протяжении трех лет выполняли большой НИОКР по внедрению в мостостроение нового вида металлопроката повышенного класса прочности. Он позволяет снизить металлоемкость пролетных строений и, соответственно, сэкономить на материале, перевозке, сборке и монтаже. Если рассматривать госзаказ, то мы периодически участвуем в тендерах. Недавно мы выиграли тендер, который проводило Федосавтодор», на разработку национального стандарта по сверхпрочному фибробетону и теперь приступаем к его реализации.— Есть ли у вас международные проекты?— Сейчас с этим сложно, но у нас совместно с «РУл проект строительства моста в Новой Гвиам мы проводили экспертизу проектных решений: оценивали, соответствуют ли они нормативным требованиям. В любом случае мы открыты для предложений и стараемся участвовать в самых разных проектах и развиваться крупными шагами.— Ваш центр вошел в инициативу «Открытие центров, лабораторий, запуск исследовательской инфраструктуры» Десятилетия науки и технологий. Как вы считаете, как Десятилетие повлияет на российскую науку и, в частности, что оно может привнести именно в вашу сферу деятельности?— За последний год сложилась тенденция к тому, что в науку, в частности в мостостроение, приходит большой бизнес. Крупные частные компании выделяют бюджеты на проведение научных исследований. Это позволяет им внедрять в производство новые материалы и осваивать новые рынки. Поэтому компании готовы вкладывать деньги в научные исследования и разработку новых технологий. Надеюсь, что благодаря этому классическая наука, которая, к сожалению, сильно пострадала в девяностые годы, получит новый виток развития. Кроме того, в рамках государственных программ выделяются хорошие бюджеты, постоянно дорабатываются отраслевые нормативные документы. То есть мы не стоим на месте, развитие сейчас идет постоянно. Я считаю, что ближайшее десятилетие эта тенденция будет наращиваться.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.

«Мы не стоим на месте, и эта тенденция будет наращиваться»
Фото: InScienceInScience