Войти в почту

В новосибирском Академгородке начали собирать сегменты кольца СКИФа

Синхротрон состоит из сотен компонентов - магнитов, вакуумных насосов, элементов диагностики пучка, которые устанавливаются с точностью до толщины человеческого волоса. Проводить такую ювелирную работу в подземном тоннеле ускорительного кольца сложно и неэффективно. Поэтому элементы монтируются в крупные сборки в лаборатории ИЯФа, а затем такие сегменты переносят в тоннель, где соединяют друг с другом.

В новосибирском Академгородке начали собирать сегменты кольца СКИФа
© Российская Газета

Для сборки крупноблочных сегментов используются специальные подставки - гирдеры (girder - ферма, несущая конструкция), которые производит по заказу сибирских физиков на АО "Воткинский завод" (Республика Удмуртия).

- Для бустерного синхротрона необходимо 43 гирдера, мы уже получили 13. Остальные будут поставлены в ИЯФ до сентября. Вес каждого гирдера около тонны, а вместе с оборудованием - более трех тонн, - пояснил помощник директора ИЯФ СО РАН по реализации проекта ЦКП "СКИФ" Сергей Гуров.

А начальная часть линейного ускорителя электронов для Сибирского кольцевого источника фотонов будет собрана уже через месяц. Об этом сообщил замдиректора ИЯФ СО РАН, директор ЦКП "СКИФ" Евгений Левичев.

- Уже в конце июня мы рассчитываем получить первый пучок электронов для проекта СКИФ, и мы хотели бы его ускорить до энергии 20 МэВ. Это очень важный этап, потому что тогда мы будем точно знать, с какими параметрами этот пучок будет пролетать дальше и инжектироваться в бустер, - отметил доктор физико-математических наук Евгений Левичев.

Первые сборки для ускорительного кольца бустера уже готовы. Планируется, что в конце будущего года их начнут монтировать уже в наукограде Кольцово в построенном для этого корпусе ЦКП СКИФ.

- В середине - конце следующего года будут появляться первые здания комплекса СКИФ, и эти здания не должны пустовать. Мы должны быть готовы, чтобы сразу наполнять их уникальным научным оборудованием, которое сейчас производится в ИЯФ СО РАН и других организациях, - подчеркнул директор центра "СКИФ" Евгений Левичев.

А к сборке в подземном тоннеле кольца основного синхротрона команда ученых и инженеров приступит в октябре - ноябре 2023 года, после завершения строительства зданий комплекса центра "СКИФ".

Источник синхротронного излучения высокой яркости нужен исследователям для проведения различных исследований структуры вещества, причем в динамике. Это своего рода съемка кино из жизни молекул и атомов в рентгеновском диапазоне. Ожидается, что ввод в строй СКИФа позволит осуществить настоящий прорыв в материаловедении и других сферах науки.

Справка "РГ"

Центр коллективного пользования "СКИФ" Института катализа СО РАН - проект класса "Большая наука" с синхротроном поколения 4+, который строится в новосибирском наукограде Кольцово. Он представляет собой комплекс из 34 зданий, а также инженерного и технологического оборудования для исследований на пучках синхротронного излучения. Расчетный объем финансирования проекта - 47 миллиардов рублей.