Войти в почту

Вид сверху. Как в российских городах планируют организовать движение беспилотников

Нашествие "трутней"

Вид сверху. Как в российских городах планируют организовать движение беспилотников
© ТАСС

На протяжении десятилетий главными пользователями беспилотников были военные. Компактное радиоуправляемое воздушное судно позволяет вести разведку местности и наносить точные удары по противнику. Часто армейские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) применяются и для поисково-спасательных работ.

Однако в последние годы БПЛА, их еще называют квадрокоптерами или дронами (от английского drone — "трутень"), широко распространились и на "гражданке". Сегодня в открытой продаже сотни моделей, научиться управлять которыми можно буквально за пару часов. Обычные граждане с удовольствием используют дроны для фото- и видеосъемки, предприниматели с нетерпением ждут, когда беспилотники можно будет массово задействовать в доставке еды, различных посылок и мониторинге городской среды.

Полмиллиона за свободный полет

За последние несколько лет правила по использованию дронов в России сильно ужесточились. Сегодня необходимо регистрировать любой дрон тяжелее 250 граммов, а любые запуски над Москвой, Санкт-Петербургом и другими мегаполисами без предварительного разрешения незаконны.

"Даже для одного короткого полета в крупном городе необходимо собрать внушительный пакет документов, а сроки их рассмотрения могут достигать нескольких месяцев. И не факт, что разрешение получится оформить с первого раза", — говорит владелец небольшой частной киностудии Дмитрий Шмелев. "В то же время понятно, что столь жесткие правила — в интересах безопасности, в первую очередь антитеррористической, ведь даже самый маленький и дешевый дрон может стать оружием в руках злоумышленника", — отмечает предприниматель.

По словам эксперта в области БПЛА Василия Зайцева, столь же строгие правила в отношении беспилотной авиации действуют в Европе и США.

"Как у нас, так у них наибольшую опасность представляют запуски в районе аэропортов, где обычные бытовые дроны могут стать причиной задержки рейсов или даже авиакатастрофы. Если говорить о полетах в городской черте, то представьте, сколько бед может натворить тяжелый беспилотник, который из-за поломки или ошибки пилота рухнет даже с небольшой высоты на человека или движущийся автомобиль. В отличие от самолета, при поломке дроны не могут спланировать в безопасное место. Одним словом, если массово запускать дроны в городах, то без специальной цифровой системы регуляции и согласования маршрутов не обойтись", — утверждает эксперт.

Зона аэромобильности

Одной из первых в России систему безопасного движения беспилотников в городах предложила компания "Флай Дрон" (входит в Ростех). Проект, в котором также принимают участие администрация Санкт-Петербурга и военный концерн "Алмаз-Антей", получил название "пилотная зона городской аэромобильности". Северная столица в качестве испытательного полигона выбрана не случайно. Там, в отличие от Москвы, меньше запретных зон, а кроме этого, богатый на красивейшие достопримечательности город — идеальный объект для фото- и видеосъемки. Причем как любительской, так и профессиональной. Не так давно была построена высокоточная 3D-модель Исаакиевского собора, собранная из 50 тыс. фотографий, сделанных дронами российской компании "Геоскан" (специализируется на беспилотных технологиях).

Тестовые полеты в первой российской зоне городской аэромобильности планируется начать летом 2022 года. По словам авторов проекта, регулировать беспилотное движение в Санкт-Петербурге будет специальная цифровая платформа, созданная на базе уже существующих в Санкт-Петербурге сервисов и наземной радиолокационной системы.

Авторизацию пилотов дронов планируется проводить через порталы "Цифровой Санкт-Петербург" и "Госуслуги". В ответ на заявку через интерфейс платформы владелец беспилотника в автоматическом режиме получит разрешение на использование воздушного пространства от комитета по транспорту. Как ожидается, не позднее чем в течение одного дня.

Обеспечение наземной инфраструктуры для пилотной зоны реализует НПО "Алмаз" (входит в концерн ВКО "Алмаз-Антей" госкорпорации "Ростех"). Специалисты "Алмаза" работают над созданием центрального диспетчерского пункта системы мониторинга, многопозиционной системы наблюдения и радиолокационно-оптического комплекса обнаружения малозаметных маловысотных целей, а также транспондеров (приемо-передающие устройства, посылающие сигнал в ответ на принятый сигнал), необходимых для наблюдения за беспилотниками.

По словам разработчиков, как только дрон наберет небольшую высоту, он будет виден в городском Центре мониторинга. Мгновенно с помощью транспондера все заинтересованные органы получат информацию о его местонахождении, владельце, идентификационном номере, а главное — увидят, есть ли разрешение на полет. "В итоге мы получим верифицированного пользователя городского воздушного пространства. Это важный первый шаг к построению системы городской аэромобильности", — отмечает Никита Данилов.

Дрон в один клик

По словам создателей цифровой платформы для беспилотников, на ней будет работать виртуальная торговая площадка, с помощью которой заказчики смогут быстро найти квалифицированных исполнителей на любую задачу, связанную с полетом дрона. Заключать контракты, информировать операторов БПЛА о заказах можно будет с помощью интеллектуального сервиса FlyMarket. В конце 2022 года планируется выпуск одноименного приложения для ПК и смартфонов.

Сегодня миллионы жителей России находят тренеров, репетиторов, помощников по дому и прочих специалистов через интернет. В скором времени, как считают разработчики новой цифровой платформы, таким же простым и привычным станет подбор частного пилота или компании — оператора дронов.

Создатели новой цифровой платформы не исключают, что вслед за Санкт-Петербургом зона аэромобильности беспилотников может быть опробована и в Москве. По словам авторов проекта, идея организации беспилотного движения в столице уже обсуждалась в Фонде "Сколково" и теперь все будет зависеть от результатов петербургского эксперимента.

Василий Кучушев