Войти в почту

Низкоуглеродная экономика и сельское хозяйство

Сразу уточним, что и в тексте Стратегии, и в оценке экспертов ООН, и в других документах сельское хозяйство не объявляется главным виновником. В тексте принятой Стратегии прямо говорится: «по оценке Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН Хабитат), до 70 процентов глобальных антропогенных выбросов парниковых газов приходится на города». Можно надеяться, что разного рода ограничения и наказания не начнут вводить именно с сельскохозяйственного производства. Однако, и для аграрного бизнеса в Стратегии прописаны меры, которые с большой долей вероятностью будут внедряться.

Низкоуглеродная экономика и сельское хозяйство
© АГРОXXI

Удобрять по-новому

В тексте Стратегии, опубликованном на сайте правительства РФ, в разделе, посвященном сельскому хозяйству, перечисляются новые меры, которые будут внедряться в аграрный бизнес. Среди основных – новый подход к применению удобрений, «точное» земледелие и «наилучшие доступные технологии» в сельском хозяйстве.

Тема удобрений, среди всех потенциальных мер, пожалуй, самая понятная. Само производство удобрений, действительно, весьма затратное и небезупречное с точки зрения экологии. Как и хранение и применение удобрений в больших количествах в течение длительного периода времени. Стратегия, разработанная в России, предусматривает переход к использованию медленнодействующих минеральных удобрений или, как их еще называют, «удобрений с пролонгированным сроком действия». Выпуск таких удобрений освоен российскими производителями, и они представлены на рынке. Но даже сами производители признают, что такие удобрения стоят дороже обычных, и рекомендуют их применять на высокомаржинальных культурах в хозяйствах, работающим по интенсивным технологиям.

И если эта норма будет введена в качестве обязательной, многие хозяйства будут вынуждены существенно сократить объемы закупок или совсем отказаться от минеральных подкормок. В России даже обычные удобрения с необходимыми макроэлементами выросли в цене почти в два раза за последние два года. Судя по информации, озвученной на ноябрьском совещании в Минсельхозе РФ, аграрные регионы готовы закупить 4,2 млн тонн минеральных, а это на 1 млн тонн меньше, чем планировалось еще в апреле этого года. На ноябрьском совещании заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут потребовала от региональных управлений АПК не снижать объемы закупок минеральных удобрений. Но как выполнить такое требование, когда на закупку просто нет денег?

Точно и дифференцированно

В новой российской Стратегии по снижению углеродных выбросов в части, посвященной сельскому хозяйству, упоминаются также дифференцированное внесение средств защиты растений. Эта тема российским сельхозпроизводителям хорошо известна. А некоторые агрохолдинги и крупные фермерские хозяйства эту технологию уже опробовали. Конечно, внесение пестицидов точечно, с помощью дронов, экономит воду, снижает химическую нагрузку на экологию и позволяет сельхозпроизводителям на 10-15% тратить меньше при закупках СЗР. И с этим никто не спорит. Вопрос в практической реализации этого важного направления. Для дифференцированного внесения нужна специальная техника – дроны, коптеры с сопутствующей инфраструктурой. Кто будет финансировать закупку такой техники, установку оборудования, обучения сельхозпроизводителей работе с такой техникой? Большинство российских сельхозпроизводителей не смогут самостоятельно профинансировать эти мероприятия. А значит, дифференцированное внесение пестицидов в массовом сельхозпроизводстве вряд ли получится.

Меньше всего сомнений и вопросов вызывает фраза в Стратегии про развитие «точного» земледелия. Эта тема хорошо известна российским сельхозпроизводителям, кроме иностранных технических решений есть достойные отечественные разработки для «точного земледелия». Поэтому с реализацией этого направления особых проблем не возникнет.

Выбор культур

Вероятным направлением реализации Стратегии станут рекомендации по выбору культур, наименее «вредных» с точки зрения углеродного следа. Одним из них может стать техническая конопля, о которой наша газета рассказывала в прошлом номере. По информации экспертов ГК «Коноплекс», выращивание самого растения и дальнейшее производство промышленной и пищевой продукции из конопли при использовании современных технологий имеет отрицательный углеродный след, то есть поглощается больше CO2, чем выбрасывается в атмосферу.

Кроме того, выращивание таких культур позволяет сохранять биоразнообразие в сельском хозяйстве. Пшеница и подсолнечник, переходящие в монокультуры в отдельных регионах, снижают продовольственную безопасность, ухудшают качество почвы, увеличивают вероятность болезней растений и потребность в применении удобрений. Все эти факторы напрямую влияют на количество выбрасываемых в атмосферу парниковых газов. Возделывание конопли позволяет очищать и восстанавливать структуры почвы, оздоравливать ее микрофлору, снижать количество сорняков и минимизировать применение пестицидов.

Кроме того, техническая конопля – это одно из самых быстрорастущих растений на планете, быстро возобновляемый ресурс. По количеству биомассы, получаемой с одного гектара, конопля занимает ведущее место, а 1 гектар конопли по выходу целлюлозы может заменить 4 гектара леса. При этом лес растет несколько десятилетий, а конопля за 120 дней вырастает до 2,5 метров. И если использовать коноплю при производстве бумаги, упаковки, химической и медицинской отраслях, можно снизить вырубку лесов и уровень СO2 в экосистеме. Кстати, конопля поглощает больше углекислого газа, чем деревья, она относится к растениям с высокой эффективностью фотосинтеза.

Важно только, чтобы культуры не просто выращивались, но и перерабатывались внутри страны. А таких примеров пока немного. В минувшем 2020 году ГК «Коноплекс» заключила с Министерством промышленности и торговли первое в стране концессионное соглашение в сфере промышленности на создание экологически чистого производства целлюлозы и волокна из лубяных культур. Полученные продукты будут использоваться для производства биоразлагаемой посуды и упаковки, в фармацевтике, химической и текстильной промышленности. Мощность площадки в 2026 году составит 4000 тонн целлюлозы в год с возможностью поэтапного расширения.

Планы и реализация

Самый важный вопрос, который волнует сейчас сельхозпроизводителей - как будет реализовываться сама Стратегия достижения углеродной нейтральности в сельском хозяйстве в России? Будет отложена на неопределенное далекое завтра, будет введен некий переходный период или Стратегия начнет действовать в ближайшее время? Сельхозпроизводителей будут обязывать снижать углеродный след жесткими мерами - штрафами, предписаниями и прочими обременениями? Или достижение углеродной нейтральности останется темой для конференций, основой для разработки дорожных карт и разного рода рекомендаций? Ясности пока нет. Последим за развитием событий.

Между тем, сквозь громкий экологический хор осторожно пробивается голос науки, которая рассматривает проблему снижения углеродных выбросов с нескольких сторон. Например, о том, как можно использовать углерод во благо растениеводства. Бразильская агротехническая компания Dioxd утверждает, что с помощью углекислого газа она может увеличить урожайность семян бобов и сои на 12%. При добавлении углекислого газа в большие мешки, наполненные семенами, метаболизм семян усиливается.

Полевые испытания были завершены в штате Баия. После одобрения результатов испытаний Dioxd получила 250 000 долларов США сразу от нескольких инвесторов для дальнейшего развития и расширения технологии.

Руслана Газимова

При подготовке статьи использована информация government.ru, mcx.ru, future futming, ГК «Коноплекс».