Войти в почту

Убийство дельфинов на Фарерских островах: что стоит за жестокой традицией?

Новость о массовом убийстве белобоких дельфинов на Фарерских островах 12 сентября облетела все мировые СМИ и возмутила зоозащитные организации. Во время этой охоты погибло рекордное число млекопитающих — 1 428. Некоторые из дельфинов были убиты неопытными рыбаками без лицензий, из-за чего животные умирали мучительной смертью. Несмотря на то что именно этот инцидент фарерский Союз китобоев назвал "ошибкой", традиция забивать дельфинов и китов остается неотъемлемой частью культуры на архипелаге. Рассказываем, откуда взялся этот обычай, зачем нужна такая охота и почему власти не могут это запретить.

Убийство дельфинов на Фарерских островах: что стоит за жестокой традицией?
© ТАСС

Практика называется гриндадрап (гринд), или охота на дельфинов-гринд. По мнению экспертов, речь идет о самой давней и относительно неизменной в мире традиции китобойного промысла, которой не меньше тысячи лет. Только на Фарерских островах — небольшом архипелаге в Атлантическом океане между Исландией и Норвегией — его применяют как минимум с XVI века. В основном охота идет на пилотных китов (род Globicephala), а также на другие виды китообразных, в том числе афалин, белобоких дельфинов и дельфинов Риссо. Эти виды не входят в список животных, находящихся под угрозой исчезновения, но достоверных данных об их популяции очень мало.

Кроме Фарер гриндом также промышляли жители Арктики и стран Северной Европы. Однако многие из них либо отказались от этого метода охоты, либо изменили его технику. Несмотря на то что Фарерские острова являются частью королевства Дании, автономия не входит в Евросоюз, где закон запрещает охотиться на китов и дельфинов.

Накормить и сплотить общину

Обычно гриндадрап устраивают в конце лета. Охотники выслеживают стаю китов или дельфинов, после чего флотилия из небольших лодок медленно окружает и загоняет ее на мелководье. Для этого необходимо выбрать пляж с определенным ландшафтом и глубиной воды. Важно, чтобы животных можно было плавно вытолкнуть на сушу, где затем им перебивают спинной мозг. После запрета гарпунов в 1985 году для убийства китов используют ножи или специальные копья. Одновременно к окрашенным кровью прибрежным водам приходят местные жители, часто семьями, вместе с детьми, чтобы помочь рыбакам и понаблюдать за убоем. Как правило, процесс занимает не больше 20 минут.

Цель охоты — не только добыть пропитание, но и сплотить местную общину. В забое принимают участие мужчины разных возрастов и профессий. Точно таким же способом их предки-викинги когда-то охотились в этих водах. При этом местные жители разделены на два лагеря: одни считают охоту на китов неотъемлемой частью местного быта, другие называют эту практику варварской.

Мясо убитых дельфинов и китов бесплатно раздают всем жителям района. Точнее, люди должны сами прийти и разделать отданную им тушу. Мясо едят сырым, из него жарят стейки, его варят или вялят на открытом воздухе. Остатки туш выбрасывают в океан на съедение рыбам.

В 1948 году на островах появился официальный регламент, который устанавливает правила проведения гринда. За их исполнением следит местное правительство. Закон позволят забивать животных только на специально отведенных для этого пляжах и по предварительному разрешению. Коммерческий китовый промысел является незаконным.

Культура или варварство

Несмотря на критику журналистов и зоозащитников, участники китовой охоты утверждают, что она экологически безопасна. За популяцией китообразных ведут наблюдения, а ежегодная охота не угрожает серьезно их численности. По словам биолога Бьярни Миккельсен, которые приводит газета The New York Times (NYT), в регионе Северо-Восточной Атлантики обитают примерно 130 тыс. дельфинов и примерно 100 тыс. китов. По данным правительства островов, каждый год рыбаки забивают около 600 китов. Белобоких дельфинов вылавливают реже — 35 в 2020 году и 10 в 2019-м.

В суровых северных ландшафтах, где невозможно заниматься сельским хозяйством, океан все еще остается для фарерцев важным источником пищи. Многие жители островов считают лицемерным порицание гринда со стороны "внешнего мира", так как многие из критиков сами потребляют мясные продукты, произведенные на скотобойнях и комбинатах.

Как пишет в своем блоге Доминик Дайер — участник кампании по защите дикой природы и благополучия животных, а также советник в организации Born Free Foundation, — "гринд — это еще один случай, когда "культуру" используют в качестве предлога для оправдания ужасающей жестокости. Сегодня на Фарерских островах ни у кого нет реальной потребности есть мясо китов или дельфинов, к тому же это представляет серьезный риск для здоровья".

Ученые и правда не первый год советуют фарерцам сократить потребление мяса китов, так как постепенно оно становится несъедобным. В первую очередь из-за ухудшения экологии. К примеру, жир пилотных китов накапливает оказавшиеся в море токсины и содержит высокий уровень ртути. Его уже запрещают есть детям и беременным женщинам.

Бойня вместо охоты

12 сентября охотники на скоростных лодках и водных скутерах загнали на мелководье стаю белобоких дельфинов, а затем убили и разделали животных. Несмотря на давнюю традицию, случившееся у пляжа в деревне Скалафьордур критикуют и сами защитники гриндадрапа. Судя по всему, убийство почти 1,5 тыс. дельфинов нарушило сразу несколько законов, регулирующих гринд.

Как сообщает некоммерческая организация Sea Shepherd, которая борется за сохранение и спасение морских видов, охота 12 сентября прошла с рядом нарушений. Во-первых, забой в этом месте санкционировал начальник другого района, у которого не было на это полномочий.

Во-вторых, не у всех охотников была лицензия, в то время как участие в гринде предполагает особые навыки. Людей учат тому, как максимально быстро убивать дельфинов и китов, не причиняя им страданий. Однако в этот раз многие животные еще оставались живыми на берегу и умирали в том числе от увечий, нанесенных лопастями моторных лодок.

В третьих, из-за большого количества убитых животных мяса оказалось так много, что пришлось предлагать его жителям других районов, а по некоторым данным, и просто выкидывать.

Гнев местных жителей

Зоозащитники полагают, что гринд 12 сентября стал крупнейшим единовременным убийством китообразных из всех когда-либо зарегистрированных в мире. Предыдущий рекорд составлял 1,2 тыс. дельфинов в 1940 году. На фоне этого инцидента правительство Фарерских островов столкнулось с возмущением местных жителей.

Власти говорят, что охотники не думали, что стая дельфинов окажется такой многочисленной. Как рассказал Би-би-си председатель Ассоциации китобоев Фарерских островов Олавур Сюрдарберг, убийство такого количества дельфинов "стало большой ошибкой", так как изначально китобои ожидали выловить около 200 дельфинов. При этом он добавил, что охоту все же одобрили местные власти, а потому она была законной. Начальник района Йенс Йенсен затянул с выдачей разрешения, потому что путешествовал по горам, пишет NYT. Он сказал, что, учитывая большое количество дельфинов, для быстрого убоя он одобрил использование ножей, для использование которых не нужна лицензия.

Охота была "законной, но не популярной", подчеркнул депутат от Фарерских островов Сюрдур Скаале, посетивший пляж Скалаботнур. Он также добавил, что люди были в ярости от случившегося.

Как заявил Трондур Олсен, журналист фарерской общественной телекомпании Kringvarp Foroya, многие местные жители выступают против убийства дельфинов.

"Вчера мы провели опрос, чтобы понять, следует ли нам продолжать убивать этих дельфинов. Чуть более 50% опрошенных сказали "нет", и чуть более 30% сказали "да", — отмеил он. По его словам, отдельный опрос показал, что 80% людей не против убийства пилотных китов.

По данным Sea Shepherd, в 2021 году на Фарерских островах убили уже 2 043 китообразных — в два раза больше обычного.

Дмитрий Беляев