В джунглях Бангладеш обнаружен новый вид бесхвостых земноводных

Ученые из России и Бангладеш описали новый вид тонкоруких чесночниц Leptobrachium sylheticum. С помощью молекулярно-генетических методов и сравнения морфологии и брачных криков ученым также удалось восстановить эволюцию этих земноводных. Статья опубликована в Journal of Natural History.Новый вид земноводных, обнаруженный учеными биологического факультета МГУ и их коллегами, напоминает родственные виды рода Leptobrachium: его голова непропорционально большая, конечности грацильные вытянутые, глаза крупные, радужка — ярко-красная, как у мьянмарского вида L. rakhinense. Отличают Leptobrachium sylheticum ярко-красные пятнышки на нижней челюсти и другие тонкие особенности морфологии и окраски. Молекулярно-генетические методы подтверждают, что это — новый вид. Бангладеш — не самое перспективное для исследований биоразнообразия государство из-за высокой плотности населения и стремительной урбанизации. Многие экосистемы нарушены, что негативно сказывается и на биоразнообразии. Однако идея искать там новые виды была не случайной.«Большинство видов тонкоруких чесночниц семейства Megophryidae размножается в быстротекущих ручьях в горных лесах и не встречаются на равнинах. Такие особенности биологии привели к формированию большого числа узкоареальных видов, распространение которых ограничено отдельными горными вершинами, — рассказал руководитель исследования Николай Поярков. — Сегодня известно 38 видов Leptobrachium, населяющих южный Китай, Индокитай, Мьянму, восточную Индию, Большие Зондские острова и Филиппины. Мы давно занимаемся этими лягушками, и в статье, вышедшей в 2018 году, выяснили, что среди них есть отдельная группа видов (группа L. smithi), населяющая западную часть Индокитая (Таиланд и Лаос) и Мьянму. И тогда, в 2018 году, из базы данных Генбанк я загрузил последовательности ДНК Leptobrachium rakhinense из Мьянмы и приграничных районов на востоке Индии, полученные другими исследователями для других проектов. К моему удивлению оказалось, что пробы из Индии и Мьянмы не образуют монофилетической группы на эволюционном древе рода, то есть не являются близкими родственниками. Сразу стало ясно, что в северо-восточной Индии и ее окрестностях встречается какой-то другой вид Leptobrachium, и я стал искать способы исследовать его».Пока исследователи затрудняются давать количественные оценки биоразнообразию тропиков. Например, в Юго-Восточной Азии насчитывается не менее тысячи видов амфибий и 1,5 тыс. рептилий. За последние 20 лет в регионе открывается все больше новых видов. Это связано с распространением и доступностью молекулярно-генетических методов и снижением числа военных конфликтов в регионе.

В джунглях Бангладеш обнаружен новый вид бесхвостых земноводных