В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Частности космической гонки: американские туристы пакуют рюкзаки

Частности космической гонки: американские туристы пакуют рюкзаки
Фото: ФБА "Экономика сегодня"ФБА "Экономика сегодня"

Частная компания Virgin Galactic успешно провела испытание своего космолета. Западные страны уже планируют ставить космический туризм на поток, а чем могут ответить отечественные предприниматели, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Видео дня

Америка сделает космос доступным в течение года

Аэрокосмическая компания, которая разрабатывает коммерческие аппараты для туристических полетов в космос, 23 мая 2021 года успешно запустила шаттл с двумя пилотами на борту, которые затем произвели удачную посадку. Сообщается, что космолет разогнался в три раза быстрее скорости звука и достиг высоты чуть более 55 миль над уровнем моря, прежде чем отправиться за пределы атмосферы.

Основатель компании сказал, что состоявшийся полет означает возможность скорого запуска первых космических туристов. Однако до этого компания планирует провести еще как минимум два тестовых полета, первый с четырьмя астронавтами-пассажирами на борту, а второй — с самим Брэнсоном в качестве пассажира. Virgin Galactic считает, что коммерческие рейсы могут начаться в следующем году, а купить билет можно уже сейчас на сайте компании. Стоимость полета на сегодняшний день составляет 250 000 долларов.

Другая, не менее известная космическая тоже планирует запуск своего корабля с пассажирами, не являющимися профессиональными астронавтами. Ожидается, что запуск состоится в январе 2022 года. А Blue Origin проводила тест своей капсулы еще в январе текущего года. Она также нацелена на то, чтобы создать программу для туристов, ученых и профессиональных астронавтов с нуля. Первый пилотируемый полет планируется совершить 20 июля 2021 года.

Если цели компаний будут достигнуты в срок, то космический туризм, не учитывая его стоимость, станет доступен желающим в течение года. Космическая гонка снова возобновилась, правда, теперь в ней участвуют не государства, а частные компании. Но неужели в вопросах космоса мы можем положиться только на зарубежные фирмы, а отечественный бизнес перестал тянуться к звездам, и те дети, которые мечтали быть космонавтами, спустя года отошли от этой идеи и стали более приземленными, упустив рынок бескрайних, как и просторы Вселенной, возможностей?

Неудачи отечественных покорителей космоса

Пока частные зарубежные компании активно развиваются в вопросе освоения космоса, Россия существенно отстает. Рынок пусковых услуг в частном секторе пока представляет только7 Space, основным видом деятельности которой являются запуск ракет космического назначения и выведение космических объектов на орбиту. Пилотным проектом S7 стал «Морской старт», подразумевавший запуск ракет с плавающего в Тихом океане космодрома вблизиА.

Проект изначально был разработан объединением зарубежных компаний под брендомy еще в девяностых годах и успешно произвел запуск 32 ракет. В 2010-х годах он был выкуплен дочерней компаниейа. Однако новые владельцы столкнулись с проблемой привлечения заказов со стороны Запада. «Российский SpaceX» так и не получил ни одного заказа до 2014 года, когда столкнулся с еще одной проблемой. Пусковая установка была заточена под украинские ракеты «Зенит», и с началом конфликта между государствами проект был полностью заморожен.

Спустя четыре года проект выкупила группа S7 в надежде возобновить его работоспособность, предварительно договорившись с Роскосмосом на поставку украинских комплектующих для продолжения выполнения заказов США и убедившись в готовности украинского завода работать с частной компанией, но после покупки одобрения на использование ракет компания так и не получила.

В 2019 году было принято решение переместить космодром на российский Дальний Восток и запускать с него ракеты отечественного производства. Переезд, вопреки ожиданиям S7, не привел ни к чему хорошему, вместо предполагаемого сокращения расходов на содержание комплекса, наоборот, произошло увеличение стоимости более чем в два раза, и владелец компании признал, что проект провалился с финансовой точки зрения.

Сейчас космодром находится в процессе поиска нового владельца. На такой шаг дополнительно повлияла пандемия COVID-19, в ходе которой основное направление компании — авиаперевозки — понесло большие убытки, теперь она просто не имеет возможности дожидаться 2023 года, когда отечественная ракета для запуска будет готова.

Космический туризм в РФ не состоялся

В России был и свой представитель отрасли космического туризма — компания «КосмоКурс», занимавшаяся созданием многоразового суборбитального комплекса для отправки туристов в космос. Первый такой полет должен был состояться уже в 2025 году. Космолет, рассчитанный на шесть пассажиров, планировалось запустить по маршруту, которым когда-то леталн. Но, в отличие от первого космонавта Земли, на орбиту вокруг планеты аппарат выпускать не планировалось. Стартап даже стал резидентом» и получил лицензию Роскосмоса на космическую деятельность.

Ожидалось, что услугами компании смогут пользоваться около 700 туристов в год, это соответствует 115 запускам. Билет стоил бы 200 000–250 000 долларов. За эти деньги клиент получил бы 15-минутный полет, пять из которых участники бы провели в невесомости. Концепция очень похожа на то, что планирует предложить Virgin Galactic.

Для ее реализации компания собиралась построить собственный космодром в Нижегородской области, но так и не смогла согласовать требования проекта с местными властями. Такая же участь постигла и создание космической ракеты: оно не было начато, так как необходимые для этого документы не удалось получить от министы. В результате в марте 2021 года работа организации была полностью остановлена и началась процедура ее ликвидации, а команду сотрудников планировал взять под свое крыло Роскосмос.

Отечественные компании никак не могут взлететь

S7 Space и «КосмоКурс» были очень амбициозными проектами и вполне могли составить конкуренцию SpaceX и Virgin Galactic, а то и быть первыми в своих направлениях, но, как это часто бывает с отечественным бизнесом, они столкнулись с бюрократией, сложностями регулирования нашего государства и геополитической ситуацией, сложившейся вокруг него.

Тем не менее на одном из недавних выступлений исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке Алексал, что появление в РФ частных компаний, подобных SpaceX, вполне возможно, но на это потребуется какое-то время. Он также отметил, что его компания может делегировать стартапам финансовые и технические риски, если они готовы делать космическую технику.

Госкорпорация в настоящее время разрабатывает дешевую инфраструктуру для испытаний ракет и спутников частных компаний и намерена поглотить успешные разработки, если такие будут появляться в будущем. Однако, скорее всего, таких мер будет недостаточно для создания благоприятных условий, способствующих развитию нового космического бизнеса, и потребуется больше поддержки от государства в этом направлении.