В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

50 лет назад была запущена первая в истории орбитальная станция "Салют-1"

В 1964 году генеральный конструктор ракетно-космических систем предложил советскому правительству идею орбитальной пилотируемой станции (ОПС), которая смогла бы пробыть в космосе несколько лет и была рассчитана на экипаж из двух или трех космонавтов. Через три года ОКБ-52 под руководством Челомея подготовило проект ОПС "Алмаз", которая могла выполнять как военные, так и мирные научные задачи. Основной задачей станции было ведение космической разведки. Она состояла из четырех основных частей: агрегатного отсека, отсека с телескопом для наблюдения за Землей, рабочего отсека и возвращаемого аппарата. Работы по "Алмазу" шли медленно, поэтому в 1971 году в космос была запущена упрощенная версия – долговременная орбитальная станция "Салют-1" (ДОС-1). Она состояла из трех отсеков – агрегатного, рабочего и переходного, к которому пристыковывался корабль "Союз". Масса станции равнялась 18,6 т (из них вес научной аппаратуры – 1,5 т), длина цилиндрической части составляла 13,1 м, максимальный диаметр едва превышал 4 м. Для обеспечения станции электроэнергией к ее корпусу прикреплялись две секции панелей солнечных батарей размахом 10 м и площадью 33 м². Несколько корпусов орбитальных станций (ОС) были переданы из ОКБ-52 Челомея в ОКБ-1. Целью запуска с космодрома являлась отработка элементов конструкции и бортовых систем, проведение научных исследований и экспериментов в космическом полете. 19 апреля 1971 года станция "Салют-1" была выведена на орбиту ракетой-носителем "Протон-К" со следующими параметрами: максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) – 222 км, минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) – 200 км, период обращения – 88,5 минуты, наклонение орбиты – 51,6 градуса. "По 15-минутной готовности Госкомиссия и все гости покинули душные служебные помещения и поднялись на трибуну наблюдательного пункта. В такую весеннюю ночь с наслаждением вдыхаешь воздух, напоенный степными ароматами. "Пятисотка" (ракета-носитель "Протон-К" - "Газета.Ru") действительно красива в свете прожекторов, когда она стоит на старте, освободившись от башен обслуживания и наземной предстартовой суеты. Минутная готовность! Разом умолкли разговоры. Чувствую, как внутренне напряглись все стоящие на наблюдательном пункте. На секунды ночная степь заливается ослепительным светом, и на нас обрушивается оглушительный рев. "Пятисотка" легко взлетает, затмив своим ярким факелом звезды. В космос уносится первый ДОС. Тогда мы еще не осознавали и не могли предвидеть, что этим пуском открыли эру орбитальных космических станций", - вспоминал ученый-конструктор Борис Черток в своей книге "Ракеты и люди". На первом этапе полет осуществлялся в автоматическом режиме. После отделения орбитального блока станции от последней ступени ракеты-носителя автоматически раскрылись панели солнечных батарей и заняли рабочее положение антенны бортовых радиосистем. По команде с Земли было приостановлено вращение орбитального блока, начавшееся при его отделении от ракеты. Полет "Салюта-1" начался не без проблем. 19 апреля организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов записал в своем дневнике: "По первым докладам мы убедились в успешном выходе станции на орбиту и раскрытии ее антенн и солнечных батарей. Однако в конце первого витка выяснилось, что на станции не открылась крышка отсека научной аппаратуры. Этот дефект исключает возможность проведения ряда экспериментов, но он не должен отрицательно повлиять на полет станции, и поэтому нами было принято решение о вывозке на старт ракеты с транспортным кораблем". На следующий день, 20 апреля, Каманин добавил: "Полет станции проходит тревожно". Выяснилось, что отказали шесть из восьми вентиляторов системы жизнеобеспечения и терморегулирования. Тем не менее, было решено отправить экипаж корабля "Союз-10" для стыковки с ДОС-1. Планировалось, что космонавты оценят обстановку на месте и после консультаций с Землей решат, что делать дальше. Первая попытка создания на орбите долговременной обитаемой станции не увенчалась успехом. 24 апреля 1971 года состоялась неудачная стыковка "Союза-10" с "Салютом-1": космонавты не смогли перейти на станцию из-за повреждения стыковочного узла. Корабль вернулся на Землю, а ДОС-1 продолжила полет в автоматическом режиме. Зато 7 июня 1971-го была произведена успешная стыковка с "Салютом-1" транспортного космического корабля "Союз-11", экипаж которого в составе , и перешел в помещение научной станции. Впервые в истории космонавты были доставлены на борт ДОС-1. Процесс стыковки космических аппаратов проводился в два этапа. На первом сближение "Союза-11" с "Салютом-1" до расстояния 100 метров осуществлялось в автоматическом режиме управления. Дальнейшее сближение проводилось экипажем корабля. После причаливания была произведена жесткая механическая стыковка аппаратов и соединение их электрических и гидравлических коммуникаций. Затем космонавты проверили герметичность отсеков и работу бортовых систем станции, параметры микроклимата в отсеках состыкованных аппаратов, открыли крышки герметичного люка, соединяющего их, и по переходу вошли в помещение ДОС-1. Космонавты проработали на ней более 22 суток и поставили рекорд по продолжительности космического полета человека. Бортинженер "Салюта-1" Волков описывал свои впечатления от пребывания на станции в дневнике. Так, в сообщении за 15 июня 1971 года он среди прочего отметил: "Наблюдаю Землю. Аравийский полуостров. Красного цвета безжизненная пустыня с заметными следами песчаных дюн. Порой видны какие-то темные точки, от которых тянется шлейф. Европейская часть материка узнается сразу же по следам самолетов, вроде белых полос, идущих вдоль колеи железной дороги, а также по количеству рек и густой населенности. Практически весь материк испещрен разного цвета квадратиками. Америка прекрасна своими ночными городами, которых очень много разбросано на материке. В наиболее крупных городах видны даже магистрали проспектов в виде световых полосок, пересекающихся в центре". Экипаж выполнил большой объем научно-технических, медико-биологических, физических, астрофизических и других исследований. Кроме того, Добровольскому и Пацаеву пришлось ликвидировать первый в истории ОС пожар, вспыхнувший в обитаемом гермоотсеке. Возгорание силовых кабелей произошло в присутствии космонавтов, поэтому им не составило труда справиться с происшествием. Поначалу успешно складывавшаяся экспедиция окончилась трагедией. 29 июня 1971-го была произведена расстыковка, и после выдачи тормозного импульса "Союз-11" начал спуск с орбиты. Однако после разделения отсеков произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Добровольский, Волков и Пацаев погибли. Полет станции "Салют-1" дал первый опыт создания и обеспечения функционирования тяжелых космических аппаратов, позволил получить полезные данные о возможности длительного пребывания и работы человека в космосе. ДОС-1 пробыла на орбите 175 суток. 11 октября 1971 года станция прекратила существование над акваторией Тихого океана. Всего было изготовлено и выведено на орбиту пять аппаратов этой серии: "Салют-1", "Салют-3", "Салют-4", "Салют-6", "Салют-7". Станции "Салют-2" и "Салют-5" имели военное назначение и относились к серии орбитальных станций "Алмаз". Программа "Салют" продолжалась с 1971 по 1986 год, в результате чего был накоплен большой опыт долговременного нахождения человека в космическом пространстве.
50 лет назад была запущена первая в истории орбитальная станция "Салют-1"
Фото: Газета.RuГазета.Ru