Войти в почту

Отец отечественного "шаттла": почему Валентин Глушко не мог найти общего языка с Сергеем Королевым

Родился Валентин Глушко в 1908 году в Одессе, после Октябрьской революции поступил в Профессиональную техническую школу. Именно в это время он увлекся фантастической литературой, и, прочитав в 13 лет "Из пушки на Луну" и "Вокруг Луны", Валентин решил, что сможет сделать так, что эти полеты станут реальностью. Затем он прочитал книгу знаменитого популяризатора науки Якова Перельмана "Межпланетные путешествия", откуда узнал о Константине Циолковском и его космических трудах. Валентин осуществил многое из своих детских желаний. Он уже тогда искренне верил, что будущее - за освоением космоса, поэтому ему требуются хорошие знания по математике, физике и химии. И юноше повезло, в одесской профтехшколе эти предметы преподавали учителя знаменитого дореволюционного Ришельевского лицея. Фото: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева Валентин начинает систематизировать учебные материалы, которые послужат основой для обширной личной библиотеки Глушко с уникальной подборкой работ по ракетостроению, космическим перелетам, конструированию реактивных двигателей. Затем он начинает переписку с самим Циолковским и получает разъяснения по устройству ракеты, основным принципам работы реактивного двигателя и особенностям его конструкции. Пишет много научно-популярных статей в одесских газетах. В 1925 году по путёвке Народного комиссариата просвещения Украины Валентин Глушко был направлен учиться на физико-математический факультет Ленинградского государственного университета. Одновременно с учебой он занимается и практикой в мастерских Научного института имени Лесгофта. В качестве дипломной работы в 1929 году он представил проект межпланетного корабля "Гелиоракетоплан" с электрическими ракетными двигателями. Но документ об образовании по ряду причин он получил несколько позже. В начале 30-х годов его зачисляют в штат Газодинамической лаборатории, где он начинает проектировать электрические и жидкостные ракеты и ракетные двигатели. В то время Глушко сконструировал ракеты серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100, разработал конструкции и впервые испытал двигатели на азотнокислотном керосиновом топливе. Фото: СНИУ. им Сергея Королева С 1934 года он трудится в Москве на различных высоких должностях. Но в 1938 году по ложному доносу Глушко был арестован и несколько лет провел в заключении. Работал в закрытом конструкторском бюро. В июле 1944 года по личному указанию Иосифа Сталина его досрочно освободили со снятием судимости. 13 мая 1946 года вышло историческое постановление Совета министров СССР "Вопросы реактивного вооружения". А уже в сентябре 1948 года во многом и благодаря команде Глушко состоялся запуск первой ракеты Р-1 с жидкостным ракетным двигателем. В 1950-1970 годах под руководством главного конструктора Глушко разрабатывались программы создания орбитальных пилотируемых станций, лунных поселений, новых космических кораблей многоразового использования, освоения Марса и Венеры, полетов к астероидам. Например, правительственное задание на изготовление жидкостных ракетных двигателей Куйбышевский моторостроительный завод им. Фрунзе получил еще в конце 1957 года - приказывалось освоить и изготовить двигатели для первой и второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ракета была разработана ОКБ главного конструктора Сергея Королева, а двигатели, работающие на жидком кислороде и керосине, спроектированы в ОКБ основоположника отечественного ракетного двигателестроения Валентина Глушко.Освоение серийного производства ракетных двигателей для самарцев было нелегкой задачей. Предстояло построить уникальный испытательный комплекс для огневых испытаний двигателей - сложнейшее инженерное сооружение. Ничего подобного на заводе до этого не было. Коллектив, занятый освоением производства, работал круглосуточно, но с задачей справился. Двигатели Валентина вывели на орбиту первые и последующие спутники Земли, космические корабли с Юрием Гагариным и другими космонавтами. Фото: Роскосмос Стоит отметить, что Сергей Королев и Валентин Глушко не всегда находили общий язык. В частности, спорили по поводу ракетного топлива. В связи с этим Королев после разногласий с Глушко начал сотрудничать с КБ турбореактивных авиационных двигателей Николая Кузнецова в Куйбышеве. Космический заказ Королева помог стать космическим не только этому конструкторскому бюро, но и ряду других предприятий области, фактически превратив Куйбышев в космическую столицу СССР. Правда, серьезные разногласия между Королёвым и Глушко начались в начале 60-х годов, после того как ОКБ-1 приступило к работе над проектом ракеты Н-1, на которой, собирались отправить на Луну советских космонавтов, причем предполагали это сделать раньше американцев. Как рассказывал впоследствии Дмитрий Козлов, именно из-за их конфликта советский лунный проект и потерпел неудачу. Вскоре в Советском Союзе решили ответить американскому "Спейс шаттлу", и под руководством Валентина Глушко была создана уникальная многоразовая космическая система "Энергия-Буран". Она состояла из двух компонентов: космического челнока "Буран" и ракетоносителя "Энергия". Стоит отметить, что сначала академик Глушко не собирался участвовать в проекте, но после разговора с министром обороны Дмитрием Устиновым согласился. Для проекта Глушко придумал и спроектировал кислородно-керосиновый двигатель РД-170. Это был самый мощный ЖРД в мире. Хотя злопыхатели говорили, что "Буран" "слизан" у американцев, но это не так. У него были серьезные отличия. Прежде всего он мог садиться на Землю в автоматическом режиме, без участия космонавта, а также была система экстренного спасения экипажа. 15 ноября 1988 года "Буран", выведенный на орбиту с помощью "Энергии" и затем севший в автоматическом беспилотном режиме на Байконур, совершил единственный полет. А вскоре эта космическая программа была закрыта. Правда, Валентин Глушко до этого не дожил. Он скончался 10 января 1989 года.

Отец отечественного "шаттла": почему Валентин Глушко не мог найти общего языка с Сергеем Королевым
© СОВА