Войти в почту

«Мир» над миром: как 35 лет назад легендарную орбитальную станцию запускали в космос

Общий космический дом – МКС – россияне, американцы и представители других стран делят уже больше 20 лет. До этого длительные орбитальные экспедиции проводились на станции «Мир», созданной в Советском Союзе. Ее запустили в космос 35 лет назад. О том, как «Мир» изменил наш мир, материал корреспондента «МИР 24» Родиона Мариничева.

«Мир» над миром: как 35 лет назад легендарную орбитальную станцию запускали в космос
© Мир24

Тогда казалось: еще немного и сбудется мечта Циолковского о «космических колониях». «Орбитальные города» он «строил» на бумаге за полвека до полета Гагарина. И вот на орбите есть первая в истории многомодульная станция.

«Вы стыкуете большую многомодульную станцию, которую вы можете дооснащать, привозить новые модули, новое оборудование, и у вас большой объем для проведения научных экспериментов. Это критично, поскольку, если объем маленький, вы можете провести мало работ», – сказал инженер-конструктор, популяризатор космонавтики Александр Хохлов.

Идея собрать «конструктор» на орбите возникла в советских КБ еще в середине 70-х. Запустить станцию можно было только по частям: целиком эту махину не подняла бы ни одна ракета. Общий вес – чуть больше 120 тонн. Шесть модулей, включая базовый блок. Стройка заняла 10 лет. По объему жилых помещений почти 400 кубометров. Это как пять средних однокомнатных квартир.

«Каждый такой модуль является индивидуальным космическим кораблем. То есть у него есть своя двигательная установка, своя система управления, и все эти пуски были непилотируемыми, то есть внутри не было ни одного человека», – отметил методист отдела научной популяризации Музея космонавтики в Москве Павел Гайдук.

Такую «революцию на орбите» в то время мог себе позволить только Советский Союз. К середине 80-х в создании и эксплуатации орбитальных станций он намного превосходил главного конкурента – США. У американцев в «копилке» была лишь одна «Скайлэб». Она проработала шесть лет. Знаменитой советской программе «Салют» полтора десятилетия. На орбите уже побывало восемь станций. Последняя разработка «Салют-7» в 86-м еще в строю.

«Салют-7», когда мы были впятером, тогда назывался «кошкин дом», там пролететь было негде. Один модуль, одна банка консервная, в которой пять человек должны были выполнять эксперименты. Цепляли друг друга, аппаратуру цепляли. А здесь я уже представлял, как здорово будет работать. Я ее именно представлял светлой станцией», – заявил летчик-космонавта, герой Советского Союза Александр Волков.Стены здесь в основном бежевого и кремового оттенков. В космосе, где естественного света куда меньше, чем на Земле, внутренняя отделка особенно важна. Но главным новшеством «Мира» стали отдельные «каюты». То есть у каждого члена экипажа появилось свое личное пространство. Все для того, чтобы чувствовать себя здесь как дома. Обстановка базового блока с точностью до кнопки воссоздана в Московском музее космонавтики.

«То, что вы видите сейчас, это не просто космический стол. Это одновременно и микроволновка, своеобразная для этих вот консервных баночек. То есть буквально на банку подается электричество с двух сторон и таким образом то, что находится в банке, подогревается», – добавил Павел Гайдук.

Станция могла одновременно принять три космических корабля. Вращаясь вокруг Земли на расстоянии примерно 360 километров, за все свое существование она преодолела без малого четыре миллиарда километров. На ней побывали 104 человека из 12 стран. Совершили 78 выходов в открытый космос. Талгат Мусабаев стал первым космонавтом из Казахстана, которому удалось это осуществить.

«Я вижу Арал, Балхаш подо мной! И тут руководитель полетов сразу расслабился. Говорит: «Ну, все нормально, все в порядке», раз он видит, где летит, значит, ориентировка есть», – поделился летчик-космонавт, народный герой Казахстана Талгат Мусабаев.

Пока на Земле подходила к концу гонка вооружений, на орбите усиливалась гонка космических экспериментов. Станция «Мир» должна была стать крупнейшей небесной лабораторией.

«Именно на станции «Мир» научились полноценно получать урожаи, выращивать пшеницу. На модуле «Природа» был целый спектр оранжерей», – добавил Александр Хохлов.Именно так должен был обеспечивать себя едой экипаж, который вскоре собирались отправить на Марс. Полет был рассчитан примерно на полтора года. Свою экспедицию готовили и американцы. Отрабатывали ее на многоразовых кораблях серии «Шаттл».

«Шаттл» был ограничен ориентировочно тремя неделями. Это самый потолок, который «Шаттл» мог провести в космосе. «Мир» был первой удобной космической станцией, в которой действительно можно жить, и можно жить долго. Например, Валерий Поляков там провел 438 дней за один полет», – отметил Павел Гайдук.

На «Мире» провели 23 тысячи научных экспериментов. Делали то, что в земных условиях было невозможно.

«Получали сверхчистые кристаллы. Выполняли биологические эксперименты, получали сверхчистые белки. Потом все это мы привезли на Землю, и все это в практическом плане использовалось на Земле. В том числе и для получения лекарственных препаратов», – рассказал летчик-космонавт, герой Советского Союза Александр Лавейкин.

Рассчитанная всего на пять лет станция «Мир» прослужила втрое дольше. В 90-е Россия стала еще и одним из основных создателей Международной космической станции. Она пришла на смену первоначальному проекту «Freedom».

«Проект «Freedom», который американцы разрабатывали совместно с японцами, канадцами, европейцами, выходил очень дорогой. И они никак не могли к нему приступить. И когда Россия отказалась строить станцию «Мир-2», ее взяли в проект. Опыт России был критическим. Он был очень важен», – добавил Александр Хохлов.

Для России МКС стал приоритетным проектом. Содержать сразу две орбитальные станции страна тогда позволить себе не могла, поэтому «Мир» было решено похоронить. Весной 2001-го станцию спустили с орбиты и затопили в Тихом океане.