Войти в почту

Мессенджер протестного времени

В первую неделю января, отмечает Павел Дуров, количество пользователей Telegram превысило полмиллиарда, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Кирилл Рыжанов. Только за три дня — с 9 по 12 января — платформа получила 25 миллионов новых пользователей.

Мессенджер протестного времени
© Свободная пресса

Такой резкий всплеск интереса к Telegram вполне мог быть связан с событиями в США — захватом Капитолия протрамповскими протестующими, который стал удобным предлогом для атаки на связанные с Дональдом Трампом медиа и площадки в социальных сетях — таких как Facebook и Twitter, в открытую вставших на сторону Демократической партии.

Социальная сеть Parler, в которую массово устремились сторонники Трампа, была заблокирована рядом сервисов — Google Play, Apple App Store, Amazon. Всплеск интереса к альтернативным площадкам был сполна использован руководством Telegram, принципиально выдерживающим равноудаленную политическую позицию с минимальными цензурными ограничениями.

Это вызвало и ответную реакцию. 26 января стало известно, что американская общественная организация Coalition for a Safe Web (Коалиция за безопасную Сеть) обратилась в суд Калифорнии с иском против Google, в котором потребовала удалить Telegram из магазина Play Market. До этого та же организация выступала с аналогичными требованиями к Apple.

По мнению истца, к Telegram должны быть приняты меры, аналогичные тем, что были приняты к Parler. Глава Coalition for a Safe Web Марк Гинзберг указывает, что при помощи Telegram распространялись призывы расистского характера, а также неприемлемый расистский контент.

Telegram обвинения отвергает; напротив, платформой были удалены сотни сообщений непосредственно с призывами к нарушению закона.

Вторым важным фактором в росте популярности платформы стала новая политика конфиденциальности мессенджера WhatsApp, принадлежащего Facebook. WhatsApp передавал Facebook определенные данные пользователей еще с 2016 г. И если раньше пользователи могли отказаться от этого, то с 8 февраля условия заметно ужесточаются — особенно для жителей стран Европейского Союза и Соединенного Королевства. Предсказуемо официальной причиной этого называется улучшение качества предоставляемых услуг и даже повышение безопасности и защиты.

Однако это вызывает закономерное недоверие пользователей. Этим, опять же, умело пользуется Telegram, уже давно ведущий свою войну против WhatsApp и Facebook.

9 января Павел Дуров выступил с достаточно язвительным заявлением по поводу введения новых правил конфиденциальности в WhatsApp: «Я слышал, что у Facebook есть целый отдел, который пытается понять, почему Telegram так популярен. Представьте себе: десятки сотрудников заняты лишь этим целый рабочий день. Я рад сэкономить Facebook десятки миллионов долларов и бесплатно поделиться нашим секретом: просто уважайте своих пользователей».

В этом же заявлении Дуров опроверг три основных аргумента против Telegram, которые любит приводить Facebook. Все клиентские приложения Telegram, по словам Дурова, имеют открытый исходный код, каждый чат в Telegram с момента запуска шифруется. Также, напомнил Дуров, Telegram не имеет серверов или офисов в Российской Федерации.

Кстати, в России, несмотря ни на что, самым популярным мессенджером продолжает оставаться WhatsApp. Об этом свидетельствуют данные основных российских операторов мобильной связи. Во всех случаях WhatsApp занимает первое место, Telegram — второе. Однако, например, в компании МТС заявили, что в 2021 г. ожидают гораздо более высоких темпов роста у Telegram, а не у WhatsApp. Основная причина — универсальность Telegram, который один может заменить новостные сайты, агрегаторы скидок, а заодно и многие браузерные игры — развитие и совершенствование игровых возможностей Telegram стало одним из трендов 2020 г. А в сети «Билайн» заявили, что за 2020 г. количество пользователей Telegram выросло в семь раз.

В начале февраля стало известно, что за январь Telegram стал самым скачиваемым неигровым мобильным приложением в мире. Его скачали более 63 миллиона раз — что в 3,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Он обошел и TikTok (сервис для создания и просмотра коротких видео), и сервис видеосвязи Zoom. Впрочем, это может быть связано с тем, что в большинстве своем пользователи интернета уже установили Zoom в прошлом году.

6 февраля внимание мировых СМИ привлекла встреча основателя и исполнительного директора Telegram Павла Дурова с наследным принцем и председателем исполнительного совета Дубая шейхом Хамданом ибн Мохаммедом Аль Мактумом. С 2017 г. штаб-квартира Telegram расположена именно в Объединенных Арабских Эмиратах.

Достоверно цель встречи неизвестна. Аналитики высказывают предположение, что она могла быть связана с планами Telegram привлечь кредит в размере 1 млрд долл. США.

Таким образом, будущее Telegram выглядит достаточно оптимистичным. В различных странах он находит свои специфические ниши, удовлетворяя в то же время общие запросы на свободный защищенный обмен сообщениями и информацией.

На Украине самыми распространенными мессенджерами традиционно являлись Viber и Facebook Messenger. Однако Viber так и не смог сравняться с Telegram по своей политической значимости — хотя (и это можно сказать уверенно, несмотря на отсутствие четких статистических данных), до сих пор опережает его по количеству пользователей. И это — сам по себе интересный факт, который «подсвечивает» специфические черты украинской политической системы.

«Родительские» и «домовые» чаты в Viber достаточно широко распространены, многочисленны и уже даже приобрели черты меметичности. Однако работа именно с низовыми коллективами и инициативами не относится к числу популярных политтехнологий. И это естественно — ведь она требует как минимум «живой» и разветвленной структуры на местах, чем украинские политические партии практически не занимаются.

Определенную роль они приобрели разве что для решения локальных неполитических проблем. В каждом из украинских городов, где смогла укорениться практика общественного бюджета — то есть, возможности распределить часть расходов городского бюджета на те или иные проекты путем голосования общины, — уже успела сложиться своя особенная культура этого процесса.

И вот в тех городах (например, нередки подобные случаи в Киеве), где общественный бюджет стремятся использовать для решения проблем школ и детсадов, чаты заинтересованных родителей в Viber играют важную роль. Пожалуй, этим подобные примеры практически исчерпываются — и уж точно речь не идет хотя бы о попытках целенаправленного использования Viber так, как это происходит с Telegram.

Telegram на постсоветском пространстве стал своего рода «элитной» платформой — разумеется, не в полном смысле этого слова; иначе к «элите» стоило бы причислить клиентов закладчиков наркотических веществ, активно использующих Telegram из-за его защищенности (несколько лет назад доходило до того, что отдельные региональные управления полиции заботливо предупреждали родителей подростков: если ваш ребенок пользуется Telegram — стоит задуматься!). Однако Telegram действительно гораздо популярнее среди тех, кто участвует в политике и/или активно интересуется ею, чем «в среднем» по обществу. Отсюда — феномен анонимных политических каналов и информационных войн в Telegram-пространстве.

А события января показывают, что популярность Telegram будет расти и дальше. С учетом заявленных еще в 2020 г. планов по внедрению коммерческой рекламы на платформе Telegram будет привлекать рекламодателей из мира политики — и в особенности их технологов.