Войти в почту

Глобальная пандемия впервые пошла на спад

Волны вируса в отдельных странах приходят и уходят. Где-то, как в России, вроде бы заканчивается вторая волна вируса. Где-то, как в Индии, вторая волна пока даже не началась. А где-то, как в Японии, уже закончилась третья. Весь предыдущий год совокупность этих колебаний приводила к тому, что глобальная заболеваемость стабильно росла — иногда чуть быстрее, иногда едва-едва.

Глобальная пандемия впервые пошла на спад
© BFM.RU

Теперь же, в 2021 году, ситуация резко изменилась. В первую неделю января по миру было выявлено более 5 млн новых заболевших, это рекорд пандемии. А за первую неделю февраля — уже лишь 3 млн. Это не просто первый месячный спад глобальной заболеваемости за время пандемии, а падение почти на 40%. С чем могут быть связаны такие успехи, рассуждает заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН Константин Северинов.

Константин Северинов заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН «В Европе, по-видимому, снижение связано с тем, что был очень сильный подъем в декабре, и были приняты очень жесткие меры вплоть до полных локдаунов. И, по-видимому, снижение там вызвано этим. С другой стороны, ситуация в России, где мы тоже видим резкое снижение, хоть и никакого локдауна нет. Объяснить это рационально невозможно. Однако если признать, что на самом-то деле степень распространяя инфекции в России была гораздо выше, чем социально объявлено — а это может быть так, учитывая недавно опубликованные данные по избыточной смертности, — то, может быть, в России это связано с тем, что мы достигаем наконец того самого пресловутого популяционного иммунитета или коллективного иммунитета. Просто потому что уже почти более половины населения переболело. Вот, к сожалению, это вылилось просто в сотню тысяч лишних смертей. Других каких-то разумных объяснений этому нет».

Связывать такие показатели с вакцинацией рано. За отметку в 50% вакцинированных пока перешагнул только Израиль; приближаются к ней Арабские Эмираты и Сейшелы; в США, Британии и Бахрейне привито порядка 15% населения; остальные страны не достигли даже 10%.

Другой вариант — приближение к популяционному иммунитету естественным путем, то есть за счет переболевших. Эта версия не вполне способна объяснить резкий переход от роста к падению — причем почти повсюду, вне зависимости от уровней заболеваемости за предыдущие периоды.

В любом случае главный вопрос — ждет ли мир новая глобальная волна вируса или это уже начало конца пандемии? Комментирует заведующий лабораторией клеточных технологий Института общей генетики имени Вавилова Сергей Киселев.

Сергей Киселев заведующий лабораторией клеточных технологий Института общей генетики имени Вавилова «Я, честно говоря, думаю, что на нее не будет, потому что для этого нужны определенные предпосылки. Такие предпосылки — это изменчивость самого вируса: африканский штамм, есть какой-то британский штамм, есть еще пара штаммов, которые возникают. Но, к счастью, последствия заболевания от них не отличаются, чем от основного штамма. Поэтому я думаю, что все-таки потихонечку эта инфекция сойдет до определенного уровня. Но, может быть, и не уйдет из популяции и будет присутствовать среди нас как предыдущие четыре коронавируса, которые всегда присутствуют в популяции человека. И мы иногда будем подхватывать эту инфекцию в той или иной форме».

В мониторинговом отчете ВОЗ динамику называют «вдохновляющей». Организация отмечает, что падение наблюдается на всех континентах, причем в большинстве регионов — более чем на 10% только за минувшую неделю. Позитивно выглядит и глобальная статистика смертности — также минус 10% за первую неделю февраля.

В России Удмуртия и Чечня заявили об отмене обязательного ношения масок, в этих регионах мера стала рекомендательной. Однако глава Роспотребнадзора Анна Попова позднее заявила, что носить маски по-прежнему необходимо и что, несмотря на стабилизацию ситуации с коронавирусом, это требование не отменяется.