Войти в почту

Спутниковая система Евросоюза

Спутниковая система Евросоюза

Похоже, что лавры Starlink и OneWeb не дают покоя чиновникам Евросоюза, которые решили разработать собственную спутниковую систему, независимую от Дяди Сэма и Великобритании, отколовшейся от Европы.

Европейский цифровой суверенитет

Европейская комиссия (высший орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контроль соблюдения договоров ЕС и других правовых актов и текущие дела союза) выбрала консорциум европейских производителей спутников, операторов и поставщиков услуг, операторов связи и поставщиков услуг по запуску космических аппаратов для изучения проекта, разработки и запуска принадлежащей Евросоюзу системы космической связи.

В ходе исследования будет проведена оценка осуществимости новой инициативы, направленной на укрепление европейского цифрового суверенитета и обеспечение безопасного подключения для граждан, коммерческих предприятий и государственных учреждений, а также обеспечение глобального охвата для сельских и «не спот» районов. Эта новая флагманская программа Евросоюза, дополненная «Коперником» и «Галилео», получившая зеленый свет, будет полностью использовать синергию технологического потенциала цифровой и космической отраслей. Стоимость контракта на годовое технико-экономическое обоснование составляет 7,1 миллиона евро.

Этап исследований

Европейская космическая система связи, за которую выступает комиссар Тьерри Бретон (почетный президент компаний Thomson и France Telecom), призвана предоставлять безопасные услуги связи для Евросоюза и всех входящих в него государств, а также широкополосную связь для европейских граждан и компаний, укрепляя цифровой суверенитет Евросоюза.

Новая система космической связи будет основана на программе Евросоюза GOVSATCOM (The European Union Governmental Satellite Communications), которая предусматривает объединение и совместное использование спутниковых услуг и призвана обеспечить ЕС высокий уровень надежности, устойчивости и безопасности, недоступный в настоящее время на европейском рынке. В ходе работ также будет использована инициатива EuroQCI (European Quantum Communication Infrastructure), которая продвигает инновационную технологию квантовой криптографии.

В частности, первый этап исследования, утвержденный Европейской комиссией, объединит требования пользователей и миссий и предоставит предварительный архитектурный дизайн и концепцию предоставления услуг, а также соответствующие бюджетные оценки. На этом этапе будет рассмотрена и оценена схема государственно-частного партнерства.

В исследовании будет рассмотрено, как космическая система может подключаться к текущим и будущим критически важным инфраструктурам, включая наземные сети, укрепляя возможности ЕС по доступу к облачным сервисам и предоставляя цифровые услуги независимым и безопасным способом, что необходимо для укрепления доверия в цифровой экономике и для обеспечения европейской стратегической автономности и устойчивости.

Новый проект призван использовать и усиливать роль спутников в экосистеме сетей 5G, обеспечивая функциональную совместимость, а также принимая во внимание эволюцию в направлении будущей технологии 6G.

Целевая аудитория

Эта европейская суверенная спутниковая инфраструктура призвана принести пользу широкому кругу секторов, включая: автомобильный и морской транспорт, воздушное движение и управление, разработку автономных транспортных средств, а также множество приложений Интернета вещей (IoT).

Система предназначена для обеспечения повышенной безопасности при передаче и хранении информации и данных, поддерживающих потребности самых различных пользователей – таких как государственные учреждения, финансовые и банковские компании, научные сети, критически важные инфраструктуры и центры обработки данных (ЦОДы).

Членами вновь созданного консорциума являются: Airbus, Arianespace, Eutelsat, Hispasat, OHB, Orange, SES, Telespazio и Thales Alenia Space.

Гладко было на бумаге

На первый взгляд, данное начинание смотрится вполне респектабельно, но давайте поразмыслим над ним поглубже.

Во-первых, к тому времени, когда дело дойдет от исследований и НИОКР до перехода к практическому осуществлению проекта, над Европой уже будут летать сотни спутников таких систем, как Starlink и OneWeb. И если бизнес увидит, что использовать уже готовые системы выгоднее, чем выбрасывать деньги на создание параллельных им новых систем, которые будут (на мой взгляд, это очевидное предположение) более дорогостоящими, то европейский проект умрет мертворожденным.

Пока официальные лица отказываются озвучивать какие-либо конкретные цифры до того, как выбранный консорциум опубликует первый отчет, но уже понятно, что разговор будет идти о нескольких миллиардах евро. Для того, чтобы набрать необходимую сумму, будет организовано государственно-частное партнерство. Как заявили чиновники, комиссия ожидает, что, помимо стран-членов ЕС, финансировать систему будут и Европейское космическое агентство, и заинтересованные компании.

Во-вторых, многое из того, о чем идет речь в проекте (широкополосная связь, спутники в экосистеме сетей 5G, доступ к облачным сервисам и пр.), доступно в Европе уже сегодня, причем, не с помощью низкоорбитальных систем, а посредством геостационарных (ГСО) спутников связи. Тогда зачем плодить дублирующие друг друга системы?

В-третьих, даже сегодня проект выглядит чрезвычайно сложным в плане возможностей согласования и совместной работы над ним многих стран Европы. Как нам кажется, бюрократия Евросоюза не позволит осуществиться этому начинанию. Как показывает опыт, быстрее всех развиваются те проекты, за которые отвечает одна компания. За примерами далеко ходить не придется – SpaceX уже запустил на орбиту больше 1000 спутников группировки Starlink.

Евросоюз не является неким наднациональным правительством – эта структура вынуждена искать постоянный компромисс между странами-членами, поэтому европейское правительство не может брать на себя какие-то новые обязательства без одобрения проекта правительствами всех входящих в Евросоюз стран. В этом случае очень важным становится возможность убедить эти правительства в необходимости создания (а, следовательно, и финансирования) такой системы.

В-четвертых, задуманная ЕС группировка не имеет зарезервированных радиочастот в Международном союзе электросвязи. Закрепить за собой такие частоты после OneWeb, Starlink, Kuiper Systems и одной или двух предполагаемых китайских группировок будет не легче, чем решить любую из технических задач, поставленных перед группировкой.