Подъем с переворотом и взрывом: корабль Маска произвел фурор 

Марсианский корабль Starship впервые взлетел на большую высоту, спланировал, перевернулся и взорвался уже на земле. "Газета.Ru" рассказывает, почему это испытание открывает новую страницу в истории космонавтики.
американского миллиардера Илона Маска провела первое высотное испытание своего прототипа корабля Starship. Американские сми назвали это испытание эпическим, феерическим и большим шагом на пути человечества к Марсу.
Испытательный полет опытного образца SN8 состоялся на полигоне компании Бока-Чика, штат Техас. Изначально старт ракеты планировался еще несколько дней назад, об этом свидетельствовали предупреждения для пилотов гражданской авиации, разосланные авиационными властями.
Как и планировалось, по достижении высоты 12,5 километров Starship отключил двигатели и начал свободное падение на землю.
Разогнавшись, корабль должен был совершить подскок с переворотом, получив вертикальную ориентацию при помощи двигателей плавно приземлиться.

«Он падает, как скайдайвер, просто управляя собой, затем переворачивается и садится», — пояснял Маск.

После множества переносов корабль плавно оторвался от земли 1.45 мск и стал набирать высоту. Задачей был набор высоты 12,5 километров, затем управляемый спуск в атмосфере за счет стабилизаторов, выполнение ряда маневров, характерный «переворот с живота» у самой поверхности и мягкая вертикальная посадка.
Этот переворот — ключевая особенность спуска корабля. В будущем, при посадке на Марс или при возвращению на Землю корабль будет рассеивать свою энергию в воздухе за счет планирования. При этом у земли ему необходимо перевернуться, чтобы совершить мягкую посадку.
К восторгу зрителей и экспертов корабль смог совершить почти все этапы испытания, кроме последнего — при посадке корабль не смог полностью погасить скорость и взорвался на заданной площадке спустя 6 минут 42 секунды после старта.
И тем не менее глава компании Илон Маск назвал старт успешным. По его словам, недостаток давления в верхнем топливном баке при посадочном включении двигателя привел к избытку скорости и взрыву. «Марс, мы идем!», — написал он в Twitter.

«Успешный взлет, переключение на головные баки, и точное управление стабилизаторами до точки посадки!», — добавил он.

«Это испытание еще рано ставить на один уровень с посадкой Space Shuttle или «Бурана», но SpaceX всё ближе к тому чтобы сравниться с достижениями «великих цивилизаций прошлого» и превзойти их.», — написал в блоге популяризатор космонавтики, автор проекта «Открытый космос» .

Starship –новейшая транспортная система, которую компания SpaceX разрабатывает для отправки людей в дальний космос — к Луне или Марсу. Система в сборе состоит из корабля Starship высотой 50 метров и тяжелой ракеты Super Heavy. Как ранее обещал Илон Маск, планируется, что оба элементы транспортной системы будут многоразовыми.
Известно, что и Starship и Super Heavy будут оснащены двигателями нового поколения Raptor, работающими на жидком метане и кислороде. При этом на Starship, предназначенном для вертикальных взлетов и посадок, будет установлено шесть таких двигателей, а на Super Heavy — 30 штук. Двигатели Raptor — самые мощные у фирмы SpaceX, их тяга в два раза превышает тягу двигателей Merlin, которые стоят на ракете Falcon 9.
В компании сообщили, что общее время работы этих двигателей в ходе наземных огневых испытаний и тестовых полетов составило 16 тыс. секунд.
В компании SpaceX приближаются к окончательной версии Starship, изготовив серию промежуточных вариантов. Три из них — Starhopper, SN5 и SN6, оснащенные всего одним двигателем, уже проходили летные испытания. Во время их полетов, которые состоялись летом 2019, а также в августе и сентябре 2020 года, высота подъема не превышала 150 метров.

«Кроме того, с ускорением производства и с увеличением качества SpaceX построило десять прототипов Starship, — отметили в компании. — SN9 почти готов к установке на стартовую площадку».

Летный образец SN8, выполненный из нержавеющей стали, гораздо совершеннее своих предшественников, у него не один, а три двигателя, носовой обтекатель и аэродинамические стабилизаторы. Он может подниматься куда выше, в компании рассчитывали, что в ходе сегодняшнего пуска будет достигнута высота 12,5 километров. Точная высота подъема аппарата пока не названа. Ширина Starship составляет девять метров, что в полтора раза больше диаметра широкофюзеляжного самолета Boeing 747.

«Этот суборбитальный полет призван испытать сразу несколько систем, в том числе как работают три двигателя Raptor, а также аэродинамические способности корабля, как работают стабилизаторы, как кораблю удается перекачивать топливо, — сообщала компания, анонсируя испытательные полет. — SN8 также попробует выполнить посадочный подскок, впервые для корабля такого размера».

В компании еще накануне предупредили, что в виду сложности испытаний их время может сдвинуться или вовсе отложиться. «В тестах подобно этому успех измеряется не достижением определенных целей, а тем, сколько мы смогли в целом узнать», — добавили в компании. Сам Маск оценивал вероятность выполнения всех задач испытательного полета в 1/3.
Комментарии 799
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео