Войти в почту

Эксперт развеял миф о замене американцами двигателя РД-180

Американские работы над ракетным двигателем Be-4 являются ожидаемым событием для России, считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Эксперт развеял миф о замене американцами двигателя РД-180
© ФБА "Экономика сегодня"

США продолжают доводку Vulcan и Be-4

United Launch Alliance сообщил, что американская компания Blue Origin решила проблему с турбонасосами ракетного двигателя Be-4, который в последние годы активно разрабатывается в США.

Данная установка создается для ракеты Vulcan, которая должна заменить ракетоноситель Atlas 5 для выполнения задач по выводу полезной нагрузки в космос. На Atlas V, как известно, ставятся российские двигатели РД-180.

Впервые Be-4 был испытан в 2018 году. Двигатель работает на метане, также в него заложена возможность вторичного использования. Он будет будет ставиться не только на Vulcan, но и на ракету New Glenn разработки Blue Origin.

Пока непонятно, когда установку окончательно доведут до ума – в Blue Origin планировали завершить работы не ранее 2019 год, но работы продолжаются. Есть проблемы с ракетоносителем Vulcan.

Первый официальный запуск Vulcan планируется на апрель 2021 года, но он может быть отложен. Технические проблемы с ракетной техникой периодически возникают не только в России, но и в Соединенных Штатах.

Американские инвесторы вложили миллиарды долларов в разработку Vulcan и Be-4 и планируют отбить средства за счет запусков в космос – одна такая услуга будет обходиться заказчику от 80 до 200 млн долларов.

Для России успехи американцев по Be-4 не позитивны, потому что завод «Энергомаш» получал от экспорта РД-180 в США порядка 300 млн долларов в год.

В создавшейся ситуации нет прямой замены американских двигателей на российские. В США создается новая ракета, которая в качестве силовой установки использует американский агрегат.

В проекте Atlant V американцам было проще работать с РД-180, а на Vulcan они решили поставить установку, которая функционирует на метане, т. е. на природном газе. Именно его «Газпром» продает по всему миру.

Для НПО «Энергомаш» наступают трудные времена

«Для «Энергомаша» эти потери чувствительны, но ожидаемы. Что касается проблем с Be-4, то это происходит чуть ли не каждый день, но трудности в плановом порядке выявляются и решаются», - констатирует Моисеев.

Такая ситуация нормальна для космической техники, которая является сложнейшим направлением.

«Прямой замены Be-4 на РД-180 не будет. Atlas V долетает свое, а в течение ближайших двух лет появится новая ракета Vulcan. Из-за этого недавно произошла последняя поставка РД-180 в США», - заключает Моисеев.

Американцы могут возвратиться к проекту Atlas V, но пока о новых закупках РД-180 никто не заявлял.

«Для НПО «Энергомаш» этот контракт имел большое значение. В свое время он был спасительным для предприятия. Если бы соглашения не случилось, то НПО «Энергомаш» сегодня могло бы просто не существовать. Контракт на РД-180 занимал там до 50% производственных мощностей», - резюмирует Моисеев.

Внутренних заказов у «Энергомаша» до сих пор мало, поэтому надо думать о будущем предприятия.

«Энергомаш» делает двигатели для ракетоносителя «Протон», но он снимается с производства. «Ангара» не летает. Соответственно, для предприятия наступают трудные времена», - констатирует Моисеев.

У России большие проблемы с ракетой «Ангара», впервые запущенной в 2014 году, но с тех пор не летавшей.

«Планируются тестовые запуски, но это редкие события, которые не будут выводить полезную нагрузку в космос. Это невысокий по сравнению со штатовским заказ для «Энергомаша», - заключает Моисеев.

России нужно сохранить НПО «Энергомаш»

На волне санкционной эпопеи в России постоянно предлагали отказаться от контракта на РД-180.

Если бы это случилось в 2014-2015 годах, то обернулось бы параличом американских запусков в космос. Тогда появилась известная шутка про то, что США будут летать в космос на батуте.

Однако на радикальные меры никто не пошел, поскольку они бы ударили по НПО «Энергомаш». Предприятие бы лишилось загрузки, в результате чего потеряло бы не только деньги, но и производственные компетенции. Заместить 300 млн долларов в год российский бюджет может, а вот предоставить новый ракетный контракт уже нет.

Именно это и является стратегической проблемой для НПО «Энергомаш».

«Энергомаш» является уникальным для России холдингом. Если он обанкротится или резко упадет в производственном потенциале, то наша страна потеряет компетенции в ракетном двигателестроении, а они остаются лучшими в мире. По крайней мере, до тех пор, пока в дело не пойдут метановые двигатели», - резюмирует Моисеев.

Метановые двигатели планируются не только в ракете Vulcan, но и в проектах бизнесменов Безоса и Маска.

«Двигатели на метане – это шаг вперед, но без большого прорыва. Они давно обсуждаются, однако их экономический эффект небольшой, поэтому их и не делали. Сегодня появились многоразовые технологии и новые подходы к экономике запусков в космос, из-за этого американские двигатели могут обойти российские», - констатирует Моисеев.

Российские двигатели РД-170, РД-180, РД-181 были лучшими в восьмидесятые-годы, но время изменилось. В Воронеже проектируются ракетные установки на метане, но пока они по мощности уступают Be-4.