Войти в почту

«Роскосмос» больше не будет получать деньги за доставку американских астронавтов на МКС?

По информации SpaceNews, «Роскосмос» больше не будет получать деньги за доставку американских астронавтов на МКС. По данным издания, пуск пилотируемого «Союза-МС 17» 14 октября с международным экипажем с большой вероятностью стал последним, который оплатит НАСА. Американцы переходят на собственные ракеты. Возможно, в будущем российские и американские экипажи будут летать на космических аппаратах обеих стран. Но это будет происходить уже не за деньги, а по взаимозачету.

«Роскосмос» больше не будет получать деньги за доставку американских астронавтов на МКС?
© BFM.RU

О том, что НАСА уже готово отказаться от услуг «Союзов», можно было сделать вывод уже давно. В СМИ периодически появлялись заголовки то об отказе американцев от контрактов с «Роскосмосом», то опровержения этого.

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин год назад заявлял, что НАСА как минимум еще один раз воспользуется услугами госкорпорации: на весну следующего года запланирован космический запуск с международным экипажем. Эксперты предполагают, что это станет запасным вариантом. Корабли Crew Dragon Илога и Маска и Boeing CST-100 Starliner новые, американцы страхуют возможные риски.

Доставку «Союзами» американцы стали практиковать после 2011 года, когда закончилась их программа шаттлов. Она была признана дорогой и не очень надежной. Кстати, одно кресло в «Союзе» для американского астронавта, вначале стоившее 20 млн долларов, с годами росло в цене. Отправка на МКС Кэтлин Рубинс 14 октября обошлась уже в 90 млн долларов.

Будут ли сопоставимы цены на отправку в космос у НАСА, пока не известно. Однако страховые компании оценивают надежность «Союзов» несравнимо выше, чем американские корабли. Так перестанут ли американцы выкупать места на «Союзах»? Рассуждает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН, Натан Эйсмонт.

Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «Перспективы не покупать все-таки не совсем жестко определенные, потому что планы на самом деле были разработаны на несколько лет вперед, а переход на новые носители сейчас находится все-таки в зоне рисков, скажем откровенно. Хотя все успешно, все прекрасно, все замечательно, но могут быть изменения программы. Это непростая вещь, и здесь всегда могут быть случаи, когда понадобится использовать в качестве резерва «Союз».

Впрочем, многие эксперты с таким мнением не согласны и склоняются к версии, что это действительно последний оплачиваемый НАСА полет. Да, космонавты будут летать на кораблях друг друга. Но такие полеты будут очень редкими, разве только чтобы освоить незнакомую технику на случай, если вернуться на Землю на своей по каким-то причинам будет невозможно.

Но главное, российскому бюджету отныне придется нести бремя финансирования космических запусков, который раньше несли американцы, говорит научный руководитель Института космической политики, Иван Моисеев.

— Для нас это очень большие финансовые потери.

— А можем ли мы на что-то переориентироваться?

— Практически нет. Говорят о туристах, но турист последний раз улетел в 2007 году, и, в общем-то, их не видно. Сколько денег потеряет «Роскосмос» в год из-за пересадки американцев на собственные корабли? Нашу программу оплачивали американцы, а вот теперь, после того как они сами могут сделать, значит, придется это оплачивать нашему бюджету. В лучшие времена летали семь раз, семь кресел получалось. Сейчас мы этого лишили себя.

— Будет ли корпорация искать других желающих полететь в космос за эти цены?

— Искать они будут, но они их не найдут. В любом случае, даже если что-то и получится, это настолько меньше, чем системные закупки НАСА, что, в общем-то, несерьезно.

Первый полет российского космонавта на Crew Dragon запланирован через год. Услугами американцев воспользуются и европейцы. Летом прошлого года об этом заявило Европейское космическое агентство. Впрочем, и до этого астронавты ЕС выкупали места на «Союзах» по квоте американцев.

Некоторым утешением служат последние новости о космическом корабле «Орел». Ряд его систем и элементов получил литеры. И находится на испытаниях. На стадии изготовления — нижняя часть командного отсека «Орла». Этот корабль строится для использования в лунной программе, первый полет без экипажа запланирован на 2023 год, первый пилотируемый — в 2025 году, а с 2028 года планируется начать на нем полеты на Луну.

Правда, эксперты опасаются, что из-за прекращения финансовых поступлений от НАСА объем российских космических запусков тоже сократится. Business FM направило в «Роскосмос» запрос о перспективах сотрудничества с НАСА и возможных финансовых потерях госкорпорации.