Из-за таяния ледников археологи объявили «чрезвычайную ситуацию»

До начала 1990х годов ученые считали, что древние люди старались обходить стороной опасные и угрожающие Альпы. В 1991 году в итальянском Тироле в горном леднике обнаружили останки воина, жившего около 5,3 тыс. лет назад. С тех пор археологи находят все больше свидетельств того, что несколько тысяч лет назад альпийские перевалы были весьма оживленным местом.

Чрезвычайная ситуация: археологов беспокоит климат
© ©MARCO BERTORELLO / AFP / East News

Древние люди искали в горах полезные ископаемые, охотились на обитающих там животных или использовали горные тропы, чтобы сократить путь между долинами. Многочисленные свидетельства удалось найти благодаря таянию альпийских ледников. Гляциологи предсказывают, что перед лицом резкого скачка температуры 95% из примерно 4 тыс. ледников, разбросанных по Альпам, могут исчезнуть к концу этого столетия.

Хотя археологи сетуют на разрушительные последствия изменения климата, многие признают, что это создало возможность значительно расширить понимание горной жизни тысячелетия назад. Хотя изменение климата сделало возможными такие необычные находки, как древняя одежда, колчаны для стрел и инструменты из органических материалов, это также угроза: если их не найти быстро, органические материалы, освобожденные ото льда, быстро разлагаются и исчезают. Об опасностях таяния ледников ученые рассказали Science Alert.

«Это очень короткий период времени. Через 20 лет эти находки исчезнут», – предупреждает швейцарский археолог Регула Габлер. Понимание археологического потенциала ледников, вероятно, пришло «слишком поздно». При этом ученые не могут следить за каждым тающим ледником. Они вынуждены полагаться на туристов и других добровольных помощников.

Исследователь Пьер Ив Никод из швейцарского Сьона рассказал о случае, когда итальянские туристы в 1999 году нашли на леднике Аррола в Швейцарии уникальную кельтскую деревянную скульптуру возрастом более 2 тыс. лет. Она 19 лет провисела у них дома на стене, пока Никод случайно не обнаружил артефакт. Неизвестно, сколько еще таких находок развешано по стенам в домах туристов, отметил археолог. «Это чрезвычайная археологическая ситуация», – считает он.

Похожую работу проводят норвежские археологи на леднике Ландбреен. Благодаря таянию льдов, они обнаружили древний торговый путь эпохи викингов.