Исследователи выяснили, как комары ощущают вкус крови

Американские ученые установили, что у самок комаров есть два режима питания — кровью и нектаром, при которых у них активируются разные нейроны и задействуются различные части ротового аппарата. Результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы при разработке средств защиты от этих переносящих опасные заболевания насекомых. Работа опубликована в журнале Neuron.

Исследователи выяснили, как комары ощущают вкус крови
© Dunpharlain Licensing/Wikimedia Commons

Комары распространяют множество болезней, среди которых малярия, лихорадка денге и желтая лихорадка, ежегодно уносящие около полумиллиона человеческих жизней. Только самки комаров питаются кровью, необходимой им для развития яиц. Поэтому им нужно уметь различать вкус нектара, которым они питаются большую часть своей жизни, и крови, которую им нужно выпить перед тем, как отложить яйца. О том, как именно самки комаров различают вкусы двух этих веществ, до сегодняшнего дня не было известно.

Исследователи из Рокфеллеровского университета, Медицинского института Говарда Хьюза и Университета Джонса Хопкинса создали генетически модифицированных комаров, в нейронах которых содержались флуоресцентные метки, светящиеся при активации нервных клеток. Ученые обнаружили, что у самок есть два режима кормления, которые используют разные части рта и определяются разными вкусами. В режиме питания нектаром у комара задействованы рецепторы сахара. При кормлении кровью комар использует похожий на шприц «стилет», которым прокалывает кожу и ориентируется на вкус крови. Однако исследователям удалось перевести комаров в этот режим питания, предложив им смесь глюкозы, хлорида натрия, бикарбоната натрия и аденозинтрифосфат, соединения, которое обеспечивает клетки энергией. Самки комаров имеют специализированные нейроны, которые реагируют на эти вкусы и их сочетания.

Ученые надеются, что дальнейшие исследования помогут в разработке новых средств, спасающих от укусов комаров, которые помогут снизить распространение опасных болезней.