Причиной образования астероида Рюгу назвали "космическое ДТП"

Планетологи выяснили, что весь астероид Рюгу, включая гигантские булыжники на его поверхности, состоит из очень пористой материи, которая появилась в результате разрушения зародышей планет и столкновений их обломков. Результаты этого исследования опубликовал научный журнал Nature.

Названа причина образования астероида Рюгу
© © AXA via AP
"Хрупкие и очень пористые астероиды, подобные Рюгу, скорее всего, являются "связующим звеном", которое объясняет то, как скопления космической пыли превращаются в планеты и другие небесные тела. Это открытие закрывает самый большой пробел в нашем понимании того, как формируются планеты, так как этот материал невозможно найти в метеоритах, падающих на Землю", – объяснил суть исследования один из его авторов, планетолог Маттиас Гротт.

Астероид Рюгу исследовал зонд "Хаябуса-2", который запустили в космос в начале декабря 2014 года. Планетологи надеются, что аппарат впервые доставит на Землю "чистые" образцы первичной материи Солнечной системы, которые он собрал в середине июля прошлого года.

"Хаябуса-2" доставил к астероиду четыре спускаемых аппарата – три японских ровера, аналоги которых японские специалисты пытались высадить на поверхность астероида Итокава в ходе предыдущей миссии "Хаябуса-1", а также европейский аппарат MASCOT. Роботы Rover-1A и Rover-1B были успешно сброшены на поверхность Рюгу в конце сентября 2018 года, через месяц за ним последовал MASCOT, а последний аппарат, MINERVA-II2, был отправлен на Рюгу в октябре 2019 года.

Все аппараты полностью выполнили запланированные задачи и собрали множество сведений о том, как устроен этот астероид. В частности, MASCOT обнаружил необычно малое количество пыли на поверхности Рюгу и огромное число кубообразных булыжников, другие роверы записали и передали на Землю первое видео с поверхности малого небесного тела. Вдобавок замеры роверов указали на необычно высокую пористость поверхности астероида, что стало большой неожиданностью для ученых.

Первенцы Солнечной системы

Гротт и его коллеги проанализировали данные о свойствах недр астероида, которые собрали инструменты спускаемых аппаратов и инфракрасная камера TIR, которая находится на борту "Хаябусы-2". Наблюдая за тем, как быстро астероид теряет тепло, ученые оценили плотность и структуру всей материи на его поверхности.

Оказалось, что весь Рюгу сложен из такой же легкой, непрочной и пористой материи, следы которой в отдельных точках его поверхности зафиксировал ровер MASCOT и другие спускаемые аппараты. Это же касалось и всех крупных булыжников, а также других структур, которые планетологи раньше считали более прочными.

"Быстрый нагрев поверхности Рюгу после восхода Солнца, во время которого температура камней повышалась с –43 до +27 °C, говорит о том, что астероид состоит из очень пористой и неплотной материи. Лишь один процент булыжников на его поверхности вел себя как метеориты, упавшие на Землю", – объяснил Гротт.

Такую структуру у Рюгу, по словам ученого, можно объяснить только в том случае, если этот астероид возник в первые мгновения жизни Солнечной системы. Его прародителями, как предполагают астрономы, были планетизимали – своеобразные зародыши планет.

Планетезимали появлялись в результате мягких столкновений между зернами первичной материи, из которой родились Земля и все другие миры. Благодаря этому в их недрах было очень много пустот, а сами подобные небесные тела были очень непрочными, разрушаясь даже при относительно слабых столкновениях друг с другом.

Одним из результатов подобных "космических ДТП", как предполагают Гротт и его коллеги, стал и Рюгу. Ученые считают, что он сформировался из большого числа обломков протопланетных тел.

Так это или нет, ученые смогут выяснить в конце 2020 года, когда "Хаябуса-2" вернется на Землю и сбросит на нее капсулы с образцами материи этого астероида.