Войти в почту

Не ругайте Рогозина, он строит, как умеет

Россия — великая страна, в которой всегда должна идти грандиозная стройка. Проблема в том, что времени у нас — вечность, а грандиозных замыслов чуть меньше. Поэтому приходится растягивать реализацию некоторых из тех, что поамбициознее, но при этом важно, чтобы перенос сроков не оказывал серьёзного негативного влияния на жизнь людей.

Эпопея с Восточным всем надоела
© roscosmos.ru/Global Look Press

Например, Крымский мост — пожалуй, самый сложный и важный с инфраструктурной точки зрения проект последних лет. Поскольку от скорости его возведения всерьёз зависело положение дел в Крыму, построили его максимально быстро, с опережением графика. С другой стороны, «Газпром Арена» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге: начали её строить ещё в 2007 году, обещали сдать сперва в 2009-м, потом в 2010-м, в конце 2011-го, в 2013-м и так далее. В итоге, как мы знаем, стадион ввели в эксплуатацию 29 декабря 2016 года. И то, полагаю, лишь потому, что на носу были Кубок Конфедераций, а потом и Чемпионат мира по футболу. Если бы не престижные международные соревнования, то самый дорогой стадион в России мог бы стать ещё дороже (должны были построить за 6,7 млрд рублей, потратили 43 млрд).

Слава богу, космодром — это другое, тут никаких чемпионатов не проходит, всего лишь надо отправлять людей и грузы на орбиту Земли. А поскольку старичок Байконур со своей задачей всё ещё справляется, нет ничего странного, что Восточный всё ещё строят. Указ о его строительстве Путин подписал в 2007 году, а глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин уверяет, что всё построят всего лишь в 2022-м. 15 лет неустанного труда, проектирования, сложных работ, а главное — стабильного финансирования. Наверное, есть что-то символическое, что оба этих проекта — космодром и стадион — объединяет космическая тема (проект «Газпром Арены» японского архитектора Кисё Курокавы назывался «Космический корабль»).

Проблема только в том, что за окном уже не 2007 год, когда казалось, что деньги есть, можно расслабиться. С тех пор грянуло два экономических кризиса, обвалился рубль, а премьер-министр Медведев выработал нетленную формулу «денег нет, но вы держитесь». В таких условиях, конечно, подобная чёрная дыра (как тут уйти от космических метафор), всасывающая бюджетные деньги, начинает вызывать не просто недовольство, но вполне отчётливое раздражение. Рогозина в своё время и назначали рулить нашим космосом, поскольку он обещал навести порядок на Восточном. В итоге космодром ему теперь мешают строить дожди, да и с космосом с каждым годом всё хуже. Из последних достижений — робот «Фёдор», которого сперва еле засунули в космический корабль, потом лишь со второй попытки доставили на МКС, а затем космонавту Алексею Овчинину пришлось изрядно попотеть, чтобы его включить. Из позитива в этой истории, помимо того, что робот всё-таки долетел и включился, трогательные переписки Рогозина с «Фёдором» в Twitter.

Но в конечном итоге с главы госкорпорации будут спрашивать не как с SMMщика, а как с топ-менеджера. И уже начинают спрашивать. Так, 2 сентября стало известно, что Восточный не могут отдать новой структуре Минобороны. Пишут, что специально созданный Военно-строительный комплекс заберёт этот проект производственно-строительного объединения «Казань». Такого развития событий не исключил курирующий в правительстве космическую отрасль вице-премьер Юрий Борисов, отметивший, что сложившееся положение дел «не устраивает всех».

Самое интересное, что, когда Рогозину в соцсетях сообщили о накопившихся претензиях, он ответил следующим образом.

А так было всегда: одни строят, другие — критикуют. Все при деле, — сказал он.

И тут возникает вопрос: то ли долгое общение с роботом «Фёдором» в Сети так прискорбно повлияло на восприятие реальности Дмитрия Олеговича, то ли он полагает, что работа и место вице-премьера в правительстве — лишь критиковать. В пользу второго предположения говорит то, что именно из кресла вице-премьера Рогозин попал на место главы Роскосмоса, немало времени потратив на критику тогдашнего руководства госкорпорации.

Так или иначе, сейчас он ещё может огрызаться, но 6 сентября на Восточный прилетит лично Владимир Путин, будет спрашивать о происходящем там весьма пристрастно, и его забанить или проигнорировать не получится.