Космический масштаб. Какие астрономические явления ждут Иркутскую область?

Начавшийся 2019 год обещает быть весьма богатым на события в самых разных сферах, в том числе и в области астрономии. О том, какие события планетарного масштаба ждут иркутских любителей космоса в новом году, рассказал директор астрономической обсерватории профессор ИГУ, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН, доктор физико-математических наук Сергей Язев. Планетарная столица «Первое из них, которое можно было наблюдать в Иркутске, уже состоялось. Это частное солнечное затмение, которое произошло утром 6 января. Через две недели после него, 21 января как обычно, будет лунное затмение, но увидеть его в Иркутске не получится, – говорит Сергей Арктурович. – Лучше всего наблюдать это явление в Америке, особенно – на Кубе. Вечером 2 июля состоится полное солнечное затмение. Его частная фаза будет наблюдаться на юге, в Тихом океане, и полоса «пробежит» через Южную Америку. Спустя две недели опять же состоится частное лунное затмение, его часть будет видна в Иркутске утром 17 июля (с оговоркой на хорошую погоду)». Ещё одно довольно редкое астрономическое явление 2019 года, которое тоже не получится наблюдать Иркутске, произойдёт 11 ноября. Самая близкая к Солнцу планета Меркурий окажется точно между Солнцем и Землёй и будет её прохождение по диску Солнца. По словам Язева, лучше всего это прохождение будет видно в Южной и Центральной Америке, частично – в Западной Европе, например – в Испании, Португалии, Великобритании. А закончится астрономический год кольцеобразным солнечным затмением 26 декабря, которое в Иркутске, увы, тоже не удастся увидеть. Тем не менее, уверяет Сергей Арктурович, наступивший год многообещающий для иркутских любителей астрономии. «Во-первых, надеюсь, что совсем скоро откроется новый планетарий, который сейчас монтируют в Иркутске в школе № 19. Он станет самым большим школьным планетарием в Российской Федерации, – говорит Язев. – Когда начнёт работать, каким будет режим посещений, и другие организационные вопросы решает администрация Иркутска, так как всё было сделано на средства городского бюджета. Кроме того, небольшой планетарий 4,5 метра – такой же, как в школе «Эволюция», – начнёт работать в лицее ИГУ, он уже доставлен и частично собран. Так что Иркутск по количеству стационарных планетариев становится уникальным городом в Российской Федерации. Кроме того, в 2019 году планируется развивать проведение астрономических экскурсий в обсерватории института солнечно-земной физики СО РАН». Участники большого проекта - Начало года ознаменовалось первым спуском на обратную сторону Луны китайского аппарата с луноходом. Сергей Арктурович, какие ещё космические новости ждут мир в наступившем году? - 2019-й – очень интересный и необычный в плане различных космических проектов. Помимо спуска на обратную сторону Луны, чего до сих пор никто никогда не делал, начало года ознаменует ещё один долго ожидаемый проект. Космический аппарат США «Новые горизонты» достигнет так называемого Пояса Койпера. Это тот самый аппарат, который девять лет летел до Плутона. Летом 2015 года он прошёл мимо планеты, выполнил исследования и теперь уходит всё дальше от Солнца. Сейчас аппарат направили к объекту, который при запуске ещё даже не открыли. Первоначально его назвали по дате открытия 2014MU69, потом присвоили номер 486958, а совсем недавно назвали романтичным Ultima Thule – так греки именовали мифический остров, расположенный, в их представлении, на краю земли. Пока о нём ничего не известно - ни размер, ни устройство, ни внешний вид. В январе аппарат должен пройти мимо Ultima Thule, и он станет самым отдалённым от Земли из исследованных космических объектов. - На Луну в этом году отправится только китайский корабль? - Сейчас мы наблюдаем состязание двух «великих азиатских тигров». Индия не может допустить, чтобы Китай так доминировал в космосе, и планирует запустить в этом году космический аппарат «Чандраян-2». Впервые индийский аппарат должен будет совершить мягкую посадку на Луну, правда - на её видимую сторону, и доставить туда индийский луноход. Старт планировался на 3 января, но затем был в очередной раз отложен. Тем временем Китай планирует в конце 2019 года доставить грунт с Луны на Землю. До этого автоматически грунт с Луны три раза доставлял Советский Союз, но это было около 40 лет назад. Астрономы с интересом наблюдают за этим событием, поскольку сейчас только Китай занимается подобными проектами. У США нет аппаратов для автоматических полётов на Луну, а Россия планирует запуск после 45-летнего перерыва только где-то в 2022 году. - А в этом году какие запуски запланированы у нас в стране? - Один из них – запуск космической обсерватории «Спектр Рентген-Гамма», который мы ждём уже лет двадцать, должен состояться в апреле. Очень долго создавался этот тяжёлый научный спутник. Но сейчас аппарат готов, он уже на Байконуре. Обсерватория будет наблюдать космос в рентгеновском диапазоне и гамма-диапазоне. По меньшей мере, ближайшие пять лет ничего равного по мощности и возможностям этому аппарату в мире не будет, поэтому все очень ждут запуск. Кстати, Иркутск частично тоже участвует в этой программе, потому что большой телескоп Саянской обсерватории Иркутского института солнечно-земной физики СО РАН будет работать как наземное сопровождение – например, наблюдать те галактики, которые станет изучать космическая обсерватория в рентгеновском и гамма-диапазоне. И если всё получится хорошо, то это будет огромный прорыв. Ещё одно событие, которое ждали много лет, дополнительный 20-тонный модуль к Международной космической станции «Наука». Он полетит в конце 2019 года, пристыкуется к МКС, с его помощью можно будет проводить намного больше научных исследований в космосе.

Космический масштаб. Какие астрономические явления ждут Иркутскую область?