Войти в почту

Академик назвал сроки возможной консервации МКС

Александр Железняков рассказал в эфире НСН, при каких обстоятельствах консервация МКС станет необходимой. Государственная комиссия по расследованию аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» сформирует подкомиссию, которая рассмотрит варианты дальнейшей эксплуатации Международной космической станции. Как рассказал в интервью НСН действительный член Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков, этот сценарий считается самым пессимистичным. Он станет возможен, если до января 2019 года не получится отправить на станцию новый экипаж. - Появилась информация о возможной консервации Международной космической станции. Возможно ли будет это осуществить в текущих условиях? - Сейчас рассматриваются все возможные варианты развития событий – от оптимистичного до пессимистичного. Консервация станции – это как раз самый неприятный сценарий. Это может произойти, если расследование обстоятельств аварии, которая произошла в четверг, затянутся. Или если будут выявлены какие-то серьезные проблемы с ракетой-носителем и придётся вносить какие-то исправления и улучшения те экземпляры ракеты, которые сейчас есть. Если это произойдет, тогда встанет вопрос о консервации станции, потому что гарантийный срок эксплуатации того корабля, который сейчас находится на орбите – «Союз МС-09», - заканчивается в январе 2019 года. После этого срока НАСА будет настаивать на возвращении нынешнего экипажа на землю. Если к тому времени не прилетит новый экипаж, тогда действительно встанет вопрос о консервации станции. Но это самый негативный сценарий и сейчас предпринимаются все возможные меры, чтобы его избежать. - Расскажите, как именно происходит консервация космической станции? Что придется сделать экипажу МКС перед спуском? - Перед тем, как экипаж вернется на Землю, необходимо будет перевести все системы, обеспечивающие полет станции – систему ориентации, систему жизнеобеспечения и другие системы, - в режим автоматического управления. Кроме того, будет необходимо провести чисто механические работы: где-то закрыть люки, где-то еще что-то сделать. Этот процесс достаточно длительный, потому что станция большая. Конечно, при полете в автономном режиме есть опасность выхода из строя какой-то системы. В этом случае будущее станции становится весьма и весьма туманным. Когда на МКС есть космонавты, они могут вмешаться в работу железа и что-то исправить. Когда их не будет, все это будет очень и очень опасно. - Сейчас на МКС находится корабль «Союз МС-09», в котором ранее было обнаружено отверстие. Космонавтам придется спускаться на Землю на нем. Насколько это опасно? - Характер происхождения отверстия так и не был выяснен. Планировалось, что Овчинин и Прокофьев, который сейчас находится на станции, выйдут в открытый космос и посмотрят, что там делается с внешней стороны. Из-за аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» этот выход пришлось отменить. По крайней мере, в те сроки, когда это планировалось. Как сказал руководитель пилотируемой программы Сергей Крикалев, действовать будут по обстоятельствам. Если удастся совершить это выход – совершат. Если не удастся, то вопрос останется открытым. Несмотря на то, что этот корабль был поврежден, космонавты благополучно справились с этой проблемой, заделали отверстие. Государственная комиссия признала, что его можно эксплуатировать дальше и возвращаться на нем на Землю. Тем более что отверстие находится в бытовом отсеке, который будет отстрелен на этапе спуска. Космонавты будут приземляться в спускаемом аппарате, который не поврежден. Добавим, что Госкомиссия также рассматривает возможность изменения графика полетов к МКС. Следующий старт предварительно запланирован на 5-7 декабря. Авария ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-10» произошла 11 октября вскоре после старта с «Байконура». По предварительным данным, причиной аварии стало столкновение блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя. На борту находились российский космонавт Алексей Овчинин и астронавт НАСА Ник Хейг. Экипаж остался жив, благодаря сработавшей системе аварийного спасения. Этот случай стал первым за всю новейшую историю российской космонавтики с 1983 года.