Войти в почту

Рогозины придумали крылатую ступень к Луне

Руководство Роскосмоса пытается выполнить поручение президента по выводу ракетно-космической отрасли на новый уровень и не перестаёт удивлять амбициозными планами. Большинства озвучиваемых проектов нет в «железе» и работы над ними не продвинулись дальше заявлений, чертежей и макетов. Теперь на помощь ракетно-космической отрасли пришли разработчики гражданской авиации.

Рогозины придумали крылатую ступень к Луне
© РИА Новости

Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) передала в Роскосмос аванпроект с различными вариантами многоразовых ступеней для ракет-носителей. Вице-президент ОАК по транспортной авиации Алексей Рогозин сообщил, что ступени будут приземляться по авиационному принципу — как самолёт.

«Мы сделали все расчеты, подготовили несколько вариантов использования, постарались понять, как использовать тот задел, который есть, не пытаясь создать какой-то мифический объект, для которого придётся перестроить всю отрасль», — рассказал он журналистам.

Перспективная многоразовая ступень, с большой вероятностью, предназначена для проектируемой сверхтяжелой ракеты-носителя. Отец вице-президента ОАК, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил СМИ, что при её создании в качестве задачи разработчикам поставлен принцип многоразового использования.

Возвращаемая на землю многоразовая первая ступень успешно применяется на ракете-носителе Falcon 9 Full Thrust корпорации SpaceX. У детища Илона Маска первая ступень возвращается после отделения и с помощью резервных двигателей вертикальным способом садится на морскую платформу. Рогозин-младший охарактеризовал разработанную SpaceX технологию как прорывную, но добавил, что у России нет в таком количестве морских платформ, поэтому приходится создавать возвращаемые ступени самолетного типа.

Сверхтяжелая ракета-носитель, под которую, видимо, разрабатывается крылатая ступень, предназначена для российской лунной программы. На данный момент начало строительства инфраструктуры под ещё несозданную ракету на космодроме Восточный запланировано на 2026 год, первый запуск носителя — на 2028 год. По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, запуск сверхтяжелой ракеты, скорее всего, не состоится.

«Этот проект неподъёмный для нашего космического бюджета. Кроме того, он оттягивает на себя все ресурсы отрасли, которые могли бы быть потрачены на более реалистичные и полезные вещи», — отмечает News.ru эксперт.

Не менее скептически отзывается Моисеев и об идее создания многоразовой возвращаемой крылатой ступени: «У российских производителей гражданской авиации нет реального опыта создания космической техники, поэтому всё останется только на бумаге. Ещё на эти разработки будут потрачены и непонятным образом распределены какие-то деньги». Моисеев указывает, что, во-первых, крылатая возвращаемая ступень будет слишком тяжелой. Для неё нужен дополнительный двигатель, помимо того, который выводит её в космос. Нужны крылья, они тоже весят немало. Во-вторых, крылатая ступень будет слишком дорогой.

«Помимо элементов, установленных на самой ступени, нужно ещё создавать дополнительную инфраструктуру: особую взлётно-посадочную полосу, диспетчерские, которые будут «вести» крылатую ступень, обслуживающую технику». Если все это посчитать и прикинуть, как часто нам может понадобиться, станет очевидным, что проект изначально финансово неподъемный, считает эксперт.

Моисеев напоминает, что идея создания ступени ракеты-носителя, которая будет возвращаться на взлётно-посадочную полосу, не новая для отечественной отрасли: «Достаточно вспомнить о планируемой для ракеты-носителя «Ангара» крылатой многоразовой ступени «Байкал». Был сделан макет, его возили по международным выставкам, но дальше этого дело не пошло. Ровно по тем же причинам - тяжело и дорого».