Ещё

«Наш ответ Маску»: что означает восстановление украино-российского ракетного сотрудничества при участии «Южмаша» 

Фото: yuzhmash.com
Восстановленная программа «Морской старт» не будет прорывом, однако поможет Украине временно продержать на плаву одно из стратегических предприятий
Недавнее заявление гендиректора компании «S7 космические транспортные системы» Сергея Сопова о сотрудничестве с «Южмашем» наблюдателям показалось знаковым.
«Общая сумма инвестиций в приобретение космодрома «Морской старт», включая вывод его из консервации, составляет около 150 миллионов долларов», — заявил Сопов в интервью «Известиям».
Он отметил, что в выпуске 12 заказанных ранее ракет «Зенит», сборку которых осуществляет «Южмаш», также заняты 150 российских предприятий.
«В состав данного носителя входят полностью изготавливаемый в России двигатель первой ступени РД-171, камера сгорания второй ступени, система управления и многие другие компоненты. Всего в кооперации задействовано около 150 отечественных предприятий. Их доля в стоимостном выражении от себестоимости ракеты составляет 80%», — пояснил Сопов.
Однако для украинского «Южмаша» контракт с российской компанией еще более важен: он дает возможность предприятию продержаться на плаву и если не развивать, то поддерживать космическую отрасль Украины. Как это ни странно, но реанимация «Морского старта», прекратившегося в 2014 году, имела и политические причины.

Санкции, война и все остальное

В своем интервью Сопов прямо указывает на политическую составляющую программы.
«С политической точки зрения «Морской старт» также важен как один из немногих уцелевших «мостиков» между Россией и США. И, что особенно ценно, что он сохранился в такой высокотехнологичной сфере, как ракетно-космическая техника и пусковые услуги», — указывает Сопов.
При этом Сопов заявил, «Южмаш» поставляет в США две ступени ракеты-носителя «Зенит», и только на американской территории происходит их окончательная сборка. Таким образом, он подтвердил информацию, которую «Интерфаксу» сообщил источник в ракетно-космической отрасли РФ.
«Если пуски «Зенита» с «Морского старта» возобновятся, то изготавливаемые в России система управления и двигатель первой ступени будут поставляться, минуя Украину, прямиком в США, досборка ракеты и ее испытания будут осуществляться в Лонг-Биче», — отмечал источник.
Американское посредничество в данной ситуации было критически важным. «Третья сторона», тем более такая, как США, сделала сотрудничество между Россией и Украиной в космической отрасли, которая часто пересекается с оборонной, возможным.
Как сообщил источник Lenta.ru в космической отрасли, без американского участия сотрудничество между предприятиями Государственного космического агентства Украины, а именно таким является «Южмаш», и «Роскомсом», частью которого является РКК «Энергия», тоже участвующее в «Морском старте», было бы невозможным. Теперь же «Южмаш» официально сотрудничает с зарегистрированной в США компанией S7 Sea Launch Limited, а значит выходит из-под удара в случае возможных обвинений в сотрудничестве с агрессором. С этой же компанией сотрудничает и «Роскосмос».
В целом же, по словам Сопова, его компания имеет далеко идущие планы в отношении «Морского старта». По сути, это — первая ступень в масштабной космической программе корпорации, которая среди прочего предусматривает взятие в концессию российского сегмента МКС, использование станции в качестве научной, промышленной площадки, «хаба» для дальнейшей экспансии. Именно от МКС планируют отправлять экипажи на другие планеты.
«При наличии на околоземной орбите космической инфраструктуры нет необходимости создавать сверхдорогие сверхтяжелые ракеты, чтобы запускать межпланетные корабли и зонды. Их сборку из более мелких модулей можно проводить прямо на МКС или рядом с ней. А экипажи сначала доставлять на станцию и оттуда перевозить на корабль, который летит, допустим, к Луне. Во-первых, это окажется экономичнее. Можно использовать имеющуюся ракетно-космическую технику. Во-вторых, безопаснее. Шанс потерять всё из-за аварии меньше при запуске элементов конструкции по частям», — пояснил Сопов.
Для этого в перспективе компании может понадобиться свое подразделение по подготовке космонавтов. А пока главное максимально использовать возможности, предоставляемые «Морским стартом».

Пока Маск не «подрос»

В своем интервью генеральный директор компании «S7 космические транспортные системы» указывает: перед тем, как приобрести «Морской старт» у предыдущих владельцев, был тщательно проанализирован рынок пусковых услуг и перспективы его развития.
«Мы исходим из того, что уже представлено и может появиться на рынке пусковых услуг в ближайшие годы. Все видят успехи компании SpaceX с ее Falcon 9. Blue Origin также экспериментирует с возвращаемой ступенью. Конкурентоспособная ракета должна быть двухступенчатой, дешевой в производстве и обслуживании, с многоразовой первой ступенью. Если многоразовость не обеспечивается, ракета должна быть еще дешевле, чтобы конкурировать по цене с таким носителем. В теории известно, что эффективность многоразовой системы начинается с шести стартов в год. Если запусков меньше, то целесообразнее использовать дешевую одноразовую ракету», — отметил Сопов.
Свое интервью Сопов давал через несколько дней после того, как американский миллиардер Илон Маск устроил то, что позже назвали «пиар-акцией века» в области освоения космоса. 6 февраля в космос запустили первую сверхтяжелую ракету Falcon Heavy компании Маска. При этом два ускорителя ракеты, выведя ее на необходимую орбиту, отстыковались и вернулись на Землю, совершив плавную посадку на плавучие платформы. Позже был показан груз ракеты — вишневый электромобиль Tesla, в котором играла композиция Space Oddity Дэвида Боуи. На мониторе приборной панели машины горела надпись «Не паникуйте» — отсылка к известной серии романов Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». Пока критики Маска указывали на то, что центральный ускоритель ракеты при возвращении разбился, и вспоминали о советском проекте «Буран», оптимисты утверждали — данный пуск позволяет ускорить освоение космоса.
Как бы то ни было, мысль о том, что космос — дело не только государственное, но и частное, прочно утвердилась в головах землян. Даже президент США Дональд Трамп признал — пора отдать дело в частные руки. Так, в проекте бюджета 2019 финансовый год Белый дом предложить прекратить государственное финансирование МКС.
«После этого NASA будет рассчитывать на коммерческих партнеров для исследований на низкой околоземной орбите и испытания технологий», — отмечается в документе.
Впрочем, речь не только об МКС. К примеру, сегодня одной из хорошо оплачиваемых и частых услуг, которую оказывают частным лицам и государствам космические компании, является вывод на орбиту спутников. Подчас случаются неудачи. Так, в начале января в Тихом океане разбился секретный спутник правительства США Zuma, который запускала с помощью ракеты-носителя Falcon 9 компания Маска.
Впрочем, сотрудникам «Южмаша» не следует смотреть на происходящее сквозь розовые очки. Как заявил Сопов, «Зениты» закупят из расчета использовать их до 2022 года, когда будет готова ракета «Союз-5». Однако и ей в компании «S7 космические транспортные системы» не сильно довольны, называя «подросшей и потолстевшей копией „Зенита“. Однако россияне указывают: одним из планируемых результатов „Морского старта“ является обеспечение космических предприятий РФ стабильной загрузкой, что позволит им плавно выйти на производство новых ракет среднего класса.
В случае нормальных отношений между Россией и Украиной, которые были до 2014 года, в этих программах мог поучаствовать и „Южмаш“, приобретя необходимый опыт для уверенного вхождения в новую космическую эру. Но обусловленный политическими причинами разрыв сотрудничества во многих промышленных отраслях, в том числе и космической, привел к тому, что РФ если и использует украинские наработки, то временно, до создания на 100% своих носителей.
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео