Ученый: во время аварии на ЧЭАС произошел настоящий ядерный взрыв

Следы двух изотопов ксенона, обнаруженные советскими учеными в окрестностях Череповца сразу после аварии на Чернобыльской АЭС, говорят о том, что первая "вспышка света" на атомной станции была вызвана ядерным, а не обычным взрывом, заявляет шведский ученый в статье, опубликованной в журнале Nuclear Technology.

Ученый: на ЧЭАС произошел настоящий ядерный взрыв

"Мы предполагаем, что ядерные взрывы, вызванные тепловыми нейтронами в нижней части топливных каналов, породили мощные струи из расплавленного топлива и материи самого реактора, устремившиеся вверх. Они пробили 350 килограммовые "крышки" каналов, прошили крышу реактора и поднялись на высоту в 3 километра, где их подхватил ветер и донес до Череповца. Взрыв пара, разорвавший корпус реактора, случился через 2,7 секунды", — заявил Ларс-Эрик де Гир (Lars-Erik De Geer) из Агентства оборонных исследований Швеции.

По следам катастрофы века

Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года, когда персонал атомной станции проводил эксперимент, в рамках которого энергия вращения турбины остановленного реактора использовалась для его охлаждения и питания систем безопасности, защищавших энергоблок от развития неконтролируемых цепных реакций.

Начало этих опытов несколько раз откладывалось после остановки четвертого энергоблока, что, вкупе с некоторыми конструктивными особенностями реакторов типа РБМК, привело к тому, что 26 апреля в 01 час 24 минуты произошел неконтролируемый рост мощности. Он привел к взрывам, разрушению значительной части реакторной установки и выбросу огромного количества радиоактивных веществ.

По свидетельствам очевидцев, как рассказывает де Гир, в "час икс" на четвертом энергоблоке произошло как минимум два мощных взрыва, отделенных друг от друга несколькими секундами. Как сегодня считают ученые и историки, оба этих взрыва имели неядерную природу и были связаны с водой и нарушениями в ее циркуляции.

По их мнению, первый взрыв возник в результате того, что внезапное увеличение мощности реактора привело к тому, что вода в системе охлаждения почти мгновенно испарилась, что резко повысило давление в трубах и привело к их разрыву. Этот пар начал взаимодействовать с циркониевой оболочкой топливных элементов, что привело к выбросу огромных количеств водорода в реакторный зал и второму, еще более мощному взрыву.

Де Гир и его коллеги пришли к выводу, что первый взрыв имел совершенно иную природу, анализируя данные, которые были собраны европейскими и советскими учеными непосредственно сразу после катастрофы на ЧАЭС.

Схема катастрофы на ЧАЭС по версии шведских ученых

Внимание шведских физиков привлекли данные по изотопному составу атмосферы, полученные сотрудниками ленинградского Радиевого института имени Хлопина АН СССР в окрестностях Череповца через четыре дня после аварии. Советские ученые нашли в воздухе два относительно атипичных радиоактивных изотопа – ксенон-133 и ксенон-133м, не существующих в природе и обладающих коротким периодом полураспада.

Оба этих изотопа ксенона, по словам авторов статьи, не присутствуют в "главной" части выбросов ЧАЭС, унесенных ветром в сторону Беларуси, Швеции и других стран Северной Европы, что в прошлом уже порождало большие споры между сторонниками "ядерной" и "паровой" теорий взрывов на четвертом энергоблоке.

Изотопный детектив

Де Гир и его коллеги нашли первые доказательства того, что источником этого ксенона действительно является ЧАЭС и выяснили, что он был порожден в ходе ядерного взрыва, проанализировав то, как двигались потоки ветра над западной частью СССР в апреле 1986 года, и изучив следы разрушений в самом реакторе.

В первом случае ученые воспользовались тем, что ксенон-133 и ксенон-133м имеют разные периоды полураспада, а их общая масса внутри реактора была достаточно точно измерена раньше. Это позволило им определить время, когда они были выброшены из реактора – оно точно совпало с тем, когда произошла авария на ЧАЭС.

Это время, в свою очередь, указывает на крайне необычную вещь – изотопы ксенона могли попасть в окрестности Череповца через 3-4 дня только в том случае, если они были выброшены на высоту в примерно 2-3 километра от поверхности Земли. На такую высоту, как считают ученые, их мог забросить только небольшой ядерный взрыв мощностью в 75 тонн тротилового эквивалента, произошедший в двух-трех тепловыделяющих элементах АЭС в результате резкого повышения температуры в них.

В рождении этого взрыва сыграли особую роль пузыри из пара, возникавшие в кипящей воде в нижней части реактора. Эти области пустоты, как отмечают ученые, играли роль своеобразных усилителей цепной реакции, так как они не препятствовали движению нейтронов и ускоряли, а не замедляли разогрев топлива и способствовали формированию еще больших количеств пара.

В пользу этого говорит и то, что только некоторые регионы нижней "крышки" реактора были оплавлены – ни взрыв пара, ни любое другое событие, как считают шведские физики, не могло вызвать подобные повреждения, тогда как струя раскаленной плазмы, выброшенной ядерным взрывом, вполне могла их вызвать.

Есть и другие свидетельства этого – сейсмические станции в Норинске и других близлежащих городах зафиксировали слабые толчки за три секунды до аварии, эквивалентные по силе взрыву бомбы мощностью в 225 тонн тротила. Вдобавок, очевидцы заявляли о громком хлопке и синей вспышке, предварявшей второй взрыв, а также ионизации воздуха перед уничтожением реакторного зала. И то, и другое, и третье, как считают Де Гир и его коллеги, было вызвано струей плазмы, пробившей крышу АЭС и устремившейся в небо.

Как отмечают ученые, проверить их теорию можно, если будут получены более детальные данные по изменениям в концентрации изотопов ксенона в атмосфере Германии и других стран, через которые проходило "основное" облако радиоактивных выбросов. Если различия в концентрации ксенона сохранятся, то тогда их идея, по словам Де Гира, обретет полное право на жизнь.