Ещё

Ученые пообещали новый подход к разделению радиоактивных отходов

Фото: РИА Новости

Международной команде ученых с участием химиков из Самарского университета им. Сергея Королева (СУ) удалось синтезировать новый радикал 1,2,4,7-циклооктатетраенил. А также показать, что использованный метод синтеза позволяет получить другие лиганды, эффективно связывающие тяжелые металлы, в том числе и радиоактивные актиниды.

Работа была проведена в рамках полученного Самарским университетом мегагранта «Разработка физически обоснованных моделей горения». В ходе синтеза 1,2,4,7-циклооктатетраенила исследователи использовали экспериментальную установку для работы со скрещенными молекулярными пучками. Такой метод опирается на анализ продуктов взаимодействия двух пересекающихся пучков молекул, а результаты его применения удалось объяснить теоретическими расчетами, которые были проведены под руководством профессора Международного университета Флориды Александра Мебеля.

«Исследование, результаты которого мы изложили в статье, показало, что безбарьерный (то есть, очень выгодный энергетически) путь к 1,2,4,7— циклооктатетраенилу проходит через экзотические промежуточные комплексы на поверхности потенциальной энергии в триплетном электронном состоянии, то есть через молекулы, содержащие, подобно молекуле кислорода, два неспаренных электрона», — пояснил Александр Мебель.

Это открытие обещает сделать новую работу востребованной не только в химии горения, но и в области металлорганики. Александр Мебель подчеркивает, что метод в принципе можно использовать и для синтеза других лигандов, способных избирательно координироваться с различными тяжелыми металлами, в том числе и с актинидами. Такие лиганды можно применять для разделения радиоактивных отходов перед их подготовкой к переработке или безопасному хранению.

О работе рассказывает статья, опубликованная журналом Angewandte Chemie.

Ранее международная команда ученых, включая и российских, доказала, что карбида технеция не существует.